• Триптих «ВОЗ СЕНА», Босх •
Присмотревшись к героя этого триптиха, мы найдем много общего с современностью
Не мы ли с вами идём за этим возом, чтобы и себе урвать немного сена из копны?
Картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу: Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет.
В нидерландской народной песне (около 1470 г.) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено — товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ.
Мы видим на фоне пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны
Рассмотрим картину в деталях.
В левом нижнем углу повидавший жизнь старец говорит своему внуку: вот мир.
На переднем плане на лиловой площадке мирная компания: традиционная пара беседующих «святых», это Елизавета с мальчиком у ноги и Мария с младенцем, которого моет служанка. Таз и кувшины с водой, как символы чистоты, очищения. Здесь же поросенок, но не знак обжорства и нечистоты, а домашнее животное, предназначенное для еды. Об этом говорит и насажанная на вертел жарящаяся свинья. Висящая сбоку рыба должна значить еду материальную и знак христианских добродетелей в стародавние чистые, безгрешные времена.
О мире и покое говорит свернувшаяся у костра спящая собачка. На краю этой площадки, на фоне расширяющейся направо темной стены разворачивается мир греха, обмана и обжорства. Справа в кресле восседает аббатиса необъятных размеров и жирным лицом. В руке стакан вина. Притворно богомольная монашенка, другая несет где-то ухваченный клок сена, третья -набивает сеном мешок, четвертая развлекается с волынщиком. «Видимо, рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви», — умилительно пишет. Безусловно, судя по размерам аббатисы, не уступающих мешку.
Расположившаяся на возу компания «беспечных баловней судьбы» заслуживает пристального внимания. Они расположены на возу, — имеют все блага жизни в достатке. Находятся выше линии реальной жизни, на холодном пустынном фоне первых дней творения, безлюдной земли. Как раз в центре его расположено древо познания добра и зла, около которого разыгрывается на наших глазах как бы библейская сцена современных Адама и Евы. Атака, естественно, ведется на розовую Еву. Справа от нее музицирует сатана, принявший вид безобразного серафима, слева — дает урок черно-красный знаток музыки, одеянием похожий на жуликоватого лекаря с переднего плана.
Молодой человек сидит с лютней в ногах у девушки. Ангел в подчеркнуто умильной, набожной позе за спиной нового Адама просит Бога укрепить его силы. За деревом соглядатай с кувшином — сосудом грехов и сам такой же сосуд. Вся эта нежная сцена рая на земле говорит, что, даже имея все богатства мира, невозможно противиться взаимному влечению молодых и не впасть им в грех.
Далее — воз сена, а вокруг монахи и монашенки, воины в шлемах, крестьяне, ремесленники, мантии ученых — все колошматят и убивают друг друга, пытаются ухватить руками, вилами, крючками с повозки клок сена, а захваченное — отнять друг у друга.
За стогом чинно шествуют папа, король, император и их приближенные. Дело не в том, что в силу своего положения они обеспечены всем. Художник утверждает, что эти люди свободны от греха корысти: они не рвут сено со стога и не душат друг друга. Художник соотносит их с безгрешными Елизаветой и Марией.
Воз увлечет за собой в ад только тех, кто добивается благ неправедными путями. Сено везут всякие страшилища, но наиболее полно выписаны огромные крыса и рыба: непристойность, распутство, лжепророки — грехи, сопутствующие корысти.
ВЫВОД
Странник и мудрец говорит: «Чтобы понять жизнь, нужно самому соприкоснуться с реальностью, на себе испытать ее беды. Человека осаждают всяческие соблазны, но только в его собственной власти устоять, не впасть в грех и уже здесь, на земле, не расплачиваться за содеянное муками душевными и физическими».
Присмотревшись к героя этого триптиха, мы найдем много общего с современностью. Как много у нас баловней судьбы. Им не нужно бороться за сено на возу, они чинно шествуют в сторонке. Воз и так принадлежит им. Это всем остальным нужно копошиться и драться за место под солнцем.
Понравилась статья? Расскажи о ней