• ТОМАС БРУННЕР Днепр будет мощным европейским культурным центром •
Бизнесмен из Австрии, управляющий партнёр компании «Агро Плюс 2006», Томас Бруннер, рассказывает о своей деятельности здесь, в Украине; о роли культуры и музыки в эволюции, процветании города и социума; о том, почему именно в развитие Днепра вкладывает своё время и силы.
Бизнесмен из Австрии, управляющий партнёр компании «Агро Плюс 2006», Томас Бруннер, рассказывает о своей деятельности здесь, в Украине; о роли культуры и музыки в эволюции, процветании города и социума; о том, почему именно в развитие Днепра вкладывает своё время и силы.
Экобизнес в Украине
В Украине я с 2003 года. Сначала приехал сюда с компанией Хенкель. Был там директором по маркетингу в Украине в очень молодой и успешной команде. Начинали с доли рынка около 13 %, а в 10 году было уже 30.
В 2009 познакомился со своей будущей женой Ольгой. Она — архитектор из Днепра. В 11-м мне надо было возвращаться в Вену, штаб-квартиру, потому что несмотря на 60% роста каждый год, надо расти дальше — делать следующий карьерный шаг.
Я подумал, пообщался с друзьями, и мы купили свинокомплекс бывшего колхоза. Цена на мясо была тогда очень хорошая в Украине — 3$/кг. Друзья предложили инвестировать в мою компанию, отстраивание комплекса, но на условии, что я попрощаюсь с карьерой в Хенкель.
Начали. Украина вступила в ВТО и цены на мясо упали, в 2016-м до 70 центов. Мы, тем не менее, продолжили работать. Я об этой сфере ничего не знал, нашел консультанта из Германии. Консультант сказал, что одна из самых больших проблем в мире — использование в мясной индустрии антибиотиков. Если ты с нуля начинаешь, может быть попробуем без них? С правильным отношением к животным и кормам должно получиться. В первый год хорошо получилось.
Корень зла
Почему антибиотики — это проблема? Из-за них мясо стало дешевым в мире, люди начали очень много употреблять, и теперь в Европе, Штатах, Южной Америке страдает климат.
Все животные мира производят углекислого газа — как все автомобили, а мы говорим о «Тесла». Основная проблема в том, что западный человек употребляет в среднем 90 кг. мяса в году. А есть люди, которые и по килограмму в день кушают. Китай, Украина, Россия — в районе 50 кг. в год.
Удешевление из-за антибиотиков ведет к тому, что китайцы начинают потреблять как США и западные европейцы. И надо еще больше ресурсов. Сои не хватает. Надо вырубать еще больше лесов. Особенно это происходит варварски в Южной Америке, чтобы засадить освободившиеся территории соей и откормить для западного мира всех этих курей, свиней и коров.
Комплексы становятся всё больше и больше, растет их количество, но это всё держится только за счет антибиотиков. Нужны они в первую очередь не для быстрого роста, а чтобы сбалансировать человеческий фактор. Платят на такой работе сотрудникам мало, поэтому контингент подбирается определенный. Их личные проблемы с гигиеной приводят к болезням животных. Вот чтоб животные не болели и используют антибиотики.
Одна из проблем миграции африканцев в Европу — именно дешевое мясо, система агрополитики Штатов и Европы. Экспорт дешевого мяса и технологий убил местное животноводство. Если раньше было много хозяйств по 10-20 коров, то их все заменили несколькими мегакомплексами. Люди потеряли работу.
ООН опубликовала данные, согласно которым миллион человек в год умирает только от того, что на них уже никакие антибиотики не действуют. Причина — употребление вот такого неэкологичного мяса. В Украине из-за этого каждый четвёртый день умирают дети. А если вы гражданин Греции, то вероятность беспомощности врачей в ключевую для жизни минуту — 47%. В Турции, Италии, Испании ситуация похожая. К 2050 году ООН прогнозирует до 10 млн смертей в год из-за антибиотиков в мясе. Проблема всем известна, но мало делается.
Опасность в том, что вся эта промышленность может рухнуть как карточный домик — на животных тоже рано или поздно антибиотик перестанет действовать. То есть, кризис запрограммирован. Суть в том, что, если антибиотик убрать, мясо станет дороже и все вернется на свои места.
Наш подход
Мы активно инвестируем в людей, их образование и качество кормов. Огромный потенциал этого бизнеса меня очень вдохновляет. Экологичное мясо на самом деле дешевле. В каком плане? У нас такая философия: мясо очень ценно и полезно, особенно для детей. 3-4 раза в неделю кушать мясо достаточно. Но важно его качество. Даже бабушки-пенсионерки, даже если дорого, говорят: «Дай мне эту колбаску для внука. Дорого, конечно, но я знаю, что она ему будет полезна».
Да, наша схема работы сложнее, надо сотрудникам больше платить, в семинары инвестировать, с людьми работать для их роста. Бизнес у нас небольшой, работает 45 человек. В год продаем 8-10 тыс. свиней. Задачи стать свиным магнатом нет — средний бизнес с высоким качеством товара. Всё идет в качество. Ты можешь показать людям — вот, это действительно выращено без антибиотика. У нас все прозрачно. Вот столько лекарств, например, купили. Кому-то этого хватает на 10 свиней, а у нас — на пять тысяч. Продаем на 30-50% дороже.
И в Украине такой подход заходит даже лучше. Сознание людей выше, чем, например, в Австрии или Германии. Поскольку в Украине нет никакого доверия к правительству, человек всё время должен всё проверять. Это тяжело, не всегда эффективно, но тем не менее, направление мыслей правильное. В Украине сарафанное радио отлично работает. Нашел что-то по-настоящему хорошее — привел всех своих знакомых.
На Западе другая ситуация — сверхдоверие государству. На самом деле есть и там острые социальные проблемы, но общество их пропускает мимо внимания из-за сверхдоверия. Политики не объясняют людям последствия.
C сотрудниками раз в месяц организуем культурный день. 4 часа они, за счет компании, посвящают культурному развитию. Идём, например, в местные музеи. И вот там, в музеях на экскурсиях и лекциях все профессии уходят на второй план. И мы начинаем общаться, находим общие интересы, такие, как нумизматика, например. Это спаивает коллектив, поднимает уровень общения, и они становятся мотивированными, потому что вырываются из рутины, находят новые смыслы. Телевизор этого не дает.
Филармония
В Черкасской области я живу в районном центре Каменка, где Чайковский провел 28 лет своей жизни. Пушкин посещал это место, польский композитор Шимановский вообще в том селе родился, где у нас ферма. Каким-то образом я из австрийского музыкального центра попал в украинский и начал воспринимать это как знак.
Я сам люблю классическую музыку. Сходили в Днепропетровскую филармонию. Музыка очень понравилась. Атмосфера не понравилась. Значит надо что-то делать. Первое, что я сделал после концерта, — поговорил с Наташей Пономарчук, дирижером филармонии. Сказал, что очень понравился концерт, хотел бы с вами общаться, какие проблемы есть в филармонии и как можно помочь? Поговорил с директором, начал собирать информацию. Много узнал о здании Днепропетровской филармонии, какая у него богатая история.
Сначала хотел, чтобы просто внутренний дизайн стал более праздничным, люди зимой сидели в зале не в куртках. Ведь филармония — это не только слушание музыки, это общение с людьми. Женщины это лучше понимают: открыл двери в культурное заведение — все, ты уже на сцене. Красиво одеваешься, идешь людей посмотреть, себя показать. Сейчас этого там нет. Стараешься побыстрее прошмыгнуть в зал и ждешь, когда выключат свет.
Есть такой музыкальный фестиваль в Зальцбурге, самый крутой фестиваль мира. Мы там — члены музыкального общества. Потому что без этого членства вообще сложно достать билеты. Наташа знает эту концепцию, распространенную не только в Австрии, но и в Германии. Начали думать — а почему бы не создать такое общество в Днепре.
Еще одна идея — организовать обмен музыкантами. Как говорит Наташа, своих (Чайковский, Шостакович, Прокофьев) мы хорошо играем, это наша музыка, но как играть Штрауса так, как играют в Австрии, здесь музыкантам сложно объяснить. Своя техника. Для этого нужен обмен, мост.
То есть, началось все чисто для себя — чтобы было красиво, и я кайфовал. Я в этом искал союзников, которым этого тоже хотелось бы. Оказалось, в Днепре, что меня очень удивило, много людей, любящих классическую музыку. Хотя вначале мне говорили, что это чисто промышленный город. У Советского Союза тоже есть большая традиция слушать классическую музыку. Эта ценность здесь в обществе всегда была. Но культура попала на последнее место из-за 90-х, бизнеса и т. д.
Мы с друзьями скинулись и за свой счет в феврале сделали первый концерт. Среди всех проблем мы хотели показать, что экосистему музыки нужно системно развивать. На этом концерте сначала был интересный рассказ о музыке, которую будут играть, потом концерт и в конце мы представили Общество. Так это работает на Западе. Пришли 150 человек — в основном знакомые и друзья. Потом мы сделали фуршет (бокал хорошего вина и общение). И для меня очень важно было увидеть, что люди получали удовольствие от общения друг с другом. Музыка создала атмосферу, в которой потом гости познакомились, вместе радовались. Концерт закончился в 9, а последние посетители ушли в полпервого ночи. Это классный показатель.
Это был тестовый концерт. После первого многие бизнесмены начали контактировать с нами. Из разных источников мы слышали хорошие отзывы. Мы поняли, что людям такой формат реально нравится. И нам нравится. Мы создали Общество, разработали Устав, затвердили всё документально, открыли счета, дали рекламу, решили, кто чем будет заниматься. Для меня это благотворительность, но каждые две недели мы, инициативная группа энтузиастов, встречаемся с директором и дирижёром филармонии. Начали разговаривать с политиками, лоббировать эту тему.
В конце мая был второй концерт. Пришли уже 400 человек. На второй концерт мы, в качестве поддержки, пригласили директоров музыкальных школ — чтобы их не закрыли. Для покупки билетов этим директорам нашли спонсоров. После концерта, на презентации, нам важно было показать, что мы не просто красиво рассказываем, а делаем конкретные шаги. Мы с друзьями сделали дизайн — как может выглядеть фойе филармонии. В госмашине все долго и неповоротливо, а у подобного нашему Общества нет бюрократической машины и есть ресурсы на, например, быстрое создание концепции дизайна или на призовой фонд для архитекторов, задействованных в конкурсе проекта реставрации.
Нам лучше, когда в Обществе 1000 участников, сдающих ежегодно по 100 долларов, чем два — по 50 тыс. Тысяча человек знают, что происходит и они будут защищать свое детище, свои интересы, развивать дальше. А если всего двое, то они уйдут и все остановится.
Днепр и австрийский Линц — близнецы-братья
Когда я немножко больше узнал о городе, мне показалось, что я живу в австрийском Днепре. Австрийский Линц 40 лет назад был городом тяжелой промышленности, металлургии и химии. И по экологии — самый грязный город Австрии. Именно в то время на берегу Дуная в центре Линца построили концертный холл им. моего земляка Антона Брукнера. И благодаря этому состояние города начало меняться. Через 10-15 лет Линц стал чистым городом. Предприятия остались, просто они поставили классные фильтры и с низкого качества производства перешли на высокие технологии. Начали строиться другие культурные объекты. За последние 15 лет Линц стал культурным центром. У нас проводятся музыкальные и кинофестивали.
Днепр для меня — это город мозгов. Тут огромный творческий потенциал. Многие местные архитекторы выигрывают международные конкурсы.
Моя супруга родом из Днепра и очень любит город. Мне на самом деле Днепр тоже нравится. Слишком похож на Линц и австрийский путь у него повторяется.
МЕЧТА
Я надеюсь создать такую музыкальную инфосистему в городе, что через 7-8 лет или еще раньше начнется строительство здания новой филармонии на берегу Днепра в центре города. Да, старой реконструкцию сделаем, но 700 мест мало, нужно 1500-3000. Это очень быстро изменит сам город. Наше «Общество друзей филармонии» — это первое подобное общество в Украине. И мы хотим, чтобы для молодых музыкантов Днепр стал городом №1. Чтобы самые талантливые приезжали сюда за хорошими условиями для творчества и жизни. Например, достойные зарплаты и бесплатное жилье. Тогда в музыкальном мире Украины создастся своя динамика, магнит для талантов, которые в свою очередь станут магнитом для бизнесменов-ценителей.
Волшебство классики
Наше Общество я вижу, как платформу для коммуникации. Отсюда начнется много других инициатив. Уже на новом уровне культуры общения, потому что классическая музыка не забирает энергию, не приземляет, как попса, а наполняет и возвышает. Классика позволяет остаться человеку наедине с собой, пережить катарсис. А для бизнеса это значит — много новых хороших идей, появляющихся, когда человек становится ближе к себе. Ежедневная рутина утомляет, а музыка утомление развеивает.
Музыка показывает человеку его внутреннюю красоту, человек начинает ощущать, что он прекрасен и по-другому общается с окружением. Люди становятся более открытыми и искренними. Они понимают, что это реальная ценность. Именно так музыка превратила индустриальный центр Линц в культурный город. Хотя в Линц уже много лет приезжают туристы, мы это делаем для себя, для привлечения хороших кадров, для бизнеса.
Это значит, что люди в городе — политики, предприниматели — все начали понимать ценность культуры. Понимать, что нужно бороться за квалифицированные кадры, так называемые «утекающие мозги», которые пока еще есть в городе. Повышающийся уровень культуры делает родной город каким-то немножко святым местом.
Что должно быть в городе, чтобы привлечь людей? Например, SONY свою штаб-квартиру в Европе лет 30 назад построили возле Зальцбурга, потому что хозяин очень сильно любил Моцарта. Австрийский бизнес открывает себе новых клиентов через концерты. Рано или поздно и украинский бизнес от флага и вышиванки на международных выставках эволюционирует до поиска новых клиентов при помощи хороших музыкантов.
На заметку водителям — рецепт бодрости от Томаса
Часами могу слушать Брукнера. Дороги в Украине длинные и благодаря классической музыке, я не засыпаю. Поп-музыка забирает энергию, а классика наполняет. Брамс, Моцарт, Прокофьев, Шостакович, — ни кофе, ничего не нужно — не засыпаю.
Первый шаг
Мы дали платформу людям, заразили их своей мечтой и поделились опытом. Мы не хотим искать врагов, мы со всеми, и с властью в том числе, хотим найти точки соприкосновения для осуществления этого проекта.
Второй шаг
Вместе реализовать проект по реконструкции.
Призыв
- Если вы любите классическую музыку, присоединяйтесь к Обществу, потому что, когда много людей понемногу отдают, получаются достаточно большие силы.
- Если вы думаете, что классическая музыка не для вас, приходите и просто дайте себе шанс послушать.
Трудности
Украинская неясность вещи немножко усложняет.
В Днепре много зданий не реставрировались, и сейчас необходимого опыта нет.
Кроме того, все увидят, что это работает.
Команда, которая сделает реставрацию, будет в этом уже разбираться. Следующий проект будет и быстрее, и легче.
Идеи в подарок
Есть очень много классных идей, которые больших денег не требуют. Пример. В Каменке, где я тоже живу, есть два музея: исторический и Чайковского-Пушкина. Во времена СССР это было людное туристическое место. Я нашел музейного энтузиаста и предложил ему свою помощь в переводе на английский надписей на музейных табличках. Сначала я хотел это сделать, чтобы не переводить своим гостям, которых я туда водил. Когда мы сделали новые таблички, заехали какие-то турки и были в восторге, начали рассказывать у себя об этих музеях, пошел людской поток. Поляков-туристов стало гораздо больше, когда мы на карту Каменки нанесли памятные места Шимановского и разработали по ним велосипедные маршруты. Эти проекты сейчас в процессе реализации. И жители начинают понимать, что у нас реально классное место и на туризме можно зарабатывать.
Чем Днепропетровская область реально должна заниматься в первую очередь? Знаками. Город как был закрытым, так и остался. Нет правильных, понятных указателей, сплошь и рядом нет названий улиц и номеров на домах. Нужно поставить указатели, это больших денег не стоит, а достопримечательностей хватает. Большие, двуязычные. На указателях разместить какие-то необычные сюжеты. Это сразу привлечет внимание и гостей города и самих горожан. Днепр чем уникален? Южмаш! Ракеты должны стоять не в парке Глобы, а в центре и на въездах в город! Потому что это — инженерная гордость, повторюсь, Днепр — город мозгов!
Что, кроме меню, переводят на английский даже в Киеве? Украинская культура заключается только в борще? Он вкусный, да, но есть вещи более важные.
Достопримечательностей много по всей стране. 95% украинцев и половины не знают. Сложность в том, что нигде нет туристических офисов. Но есть очень простое решение. 50% прибыли таких заправок как ВОГ, ОККО, Soccar уже не от топлива, а от торговли кофе, хот-догами и т. д. Представьте, на каждой заправке есть местный персонал, способный рассказать о достопримечательностях, дать карту, показать на карте. Перед заправкой и на самой заправке знаки, приглашающие на консультацию. Для Украины это было бы простое и элегантное решение. WOG Tourist Info, Okko Tourist Info, Soccar Tourist Info
Украинцы — очень способные люди, очень хорошие предприниматели. Сейчас я даю какие-то идеи. 3-4 года и я не буду нужен. Украинцы понимают принцип и всё начинает сразу двигаться лучше, чем я придумал бы. У нас на Западе в этом плане определенная стагнация.
То же самое с музыкой. Важно понимать принцип — как это влияет на кадры. Возможно в Днепр ради музыки будут приезжать классные специалисты.
Ситуация с музыкальными школами в Днепре
Сначала надо понять, в чем заключается логика, потому что её нет. Очень много людей в недоумении. Люди понимают, что у них забирают музыкальные школы, образование для детей. И при этом говорится о культурной столице. Как это вообще совместимо? Кто будет музыкантами в филармонии, театрах через 10-15 лет? Сломать можно быстро, а построить? Те деньги, которые идут на содержание музыкальных школ, не такие большие по сравнению с тем, что Днепр может потерять.
Опросник Марселя Пруста
- Добродетели.
Ценю людей дела. Это может быть простой человек. В Украине ценят людей просто известных или у кого много денег. В Австрии ценят каждого, кто в чём-то очень хорош. Это не значит, что ты — миллионер. Ты можешь быть очень хорошим сапожником и это ценно.
- Главная добродетель мужчины.
Искренность, прямота.
- Женщины.
Не будем разделять, я кайфую от умных людей.
- Любимое занятие.
Слушать музыку и придумывать идеи, делиться ими. Это у меня очень хорошо получается.
- Главная черта.
Я очень активный, не могу спокойно сидеть.
- Идея о счастье.
Счастье появляется, когда сам себя понимаешь, своё предназначение. Тогда начинаешь действовать интуитивно, близко к своей природе и легко как-то все получается.
- Цвет и цветок.
Радуга, синий, орхидея.
- Кем хотели бы быть.
Я очень сильно люблю свою семью — хотелось бы быть собой.
- Где хотелось бы жить.
Мечты сбываются — я живу в Днепре. Мне реально нравится в Украине. Страна очень интересная и я живу в правильное время в правильном месте.
- Любимые книги.
«Выбор. Правила Голдратта» автора Элияху Голдратт, Ремарк, философия.
- Композиторы, поэты, художники: Брукнер, Брамс, Прокофьев, Шуберт; Рильке, Пушкин; Шиле, Клинт, Пикассо.
- Снисхождение к порокам.
Неперфекционизм. Перфекционизм снижает скорость.
- Любимые герои.
Я сам себе герой.
- Любимая героиня.
Моя жена.
- Блюда.
Австрийские вина, венский шницель.
- Имена.
Люкас (сын), Томас и Ольга.
- Состояние духа в настоящий момент.
Отличное. Я радуюсь тому, что вижу много возможностей. Каждая проблема — это возможность.
- Девиз.
На жизнь надо смотреть, как смотрит ученый, исследователь. Не разочаровываться, что не так получилось, как вы думали, а посмотреть, как получилось и что в этом интересного.
Беседовал Олег Гаевой
Понравилась статья? Расскажи о ней