• Страх и ненависть в обители искусства •

Анонимное интервью с директором одной из музыкальных школ. С указанием своего имени директора общаться наотрез отказываются.

Анонимное интервью с директором одной из музыкальных школ. С указанием своего имени директора общаться наотрез отказываются.

 

  1. Взгляд на реформу музшкол изнутри. Что стоит за реформой, почему её решили провести?

За реформой  стоят  просто  деньги. Все, кто работает  в управлении  культуры и  департаменте  гуманитарной  политики,  не имеют  никакого  отношения к  культуре  и  по  образованию,  и  по  роду  деятельности. Зачем  вкладывать  деньги  в то, что  может  окупиться  через  десятилетия (интеллект детей).  Отсюда  вывод:  пусть  родители  оплачивают  свое  желание  учить  ребенка  в  музыкальной  или  художественной  школе.  А  город  израсходует  миллионы  на   «культурную  столицу»   и  …….

 

  1. Надо ли вообще что-то менять с вашей точки зрения? Если надо, то что и почему?

Надо  менять,  т.к.  сама  система  музыкального и  художественного  образования   по  структуре  и   наполнению  осталась в  прошлом  веке.  НО!!!  В  то  время   профессиональное обучение  было на высоте.  Весь  мир  пользуется  музыкантами  из  Советского  Союза.  И  лучшее  из  той  системы  надо  сохранить,  а   реформа  должна  внести  разнообразие  и  вариативность  в  способы  и методы  развития.

 

  1. Со стороны городских властей была претензия, что мало наших детей выигрывают музыкальные конкурсы. Почему это происходит?

Очень  глупое  утверждение.  Начнем  с  того, что  конкурсы  бывают  разные. Настоящий  всеукраинский  и  международный  конкурс  имеет  два  тура,  жюри  из  многих  городов  и  стран, участников  из  разных  городов  и  стран. Таких  конкурсов  не  так  много.  А  коммерческие  плодятся  как  грибы.  Можно  заплатить  500  грн  и,  просто  прислав  диск  с  записью  программы, получить  диплом.  Сейчас  есть  и  такие  конкурсы. Для  ублажения  амбиций.   Для  наших  руководителей  городские  конкурсы  и  областные, где  в  жюри   хорошие  профессиональные  музыканты —  не  показатель (а  они  иногда  круче  коммерческих).  У  родителей  талантливых  детей  часто  нет  средств,  чтобы  поехать  на  конкурс достойный, а  в низкопробных  участвовать  бессмысленно. Если  взять  статистику  участия  во всех  конкурсах — она  будет  другая.  И, главное,  цель  образования  не  воспитать  лауреата,  а  воспитать  образованного  человека.  Максимум  8-10%  процентов  детей  выбирают  профессию,  связанную  с  искусством. А  в  художественном  образовании  вообще  иная  картина.  Они  становятся  архитекторами,  дизайнерами, модельерами, а художниками — единицы.

 

  1. Оказывается ли давление на руководителей музшкол? Если да, то какое?

Не  просто  давление.  Это  тест  на  выживание.  Уже  многие  не  выдержали  и  уходят.  А  ведь  в  нашей  системе  директор  должен  владеть  специальностью.  Менеджер  не  сможет  руководить  творческим  коллективом. Всех  заставили  перейти  на  контракты, хотя  в  законодательстве  перевод на  контракт  возможен,  только  если  это  прямо  предусмотрено  законом.  А  такого  для  музыкальных  и  художественных  школ  нет.  Контракты  заключались  на  год,  потом  на  7  месяцев,  теперь  на  два  месяца.  Все  время  дают  предупреждение  о  последующем  увольнении. Какое  творчество,  какие  реформы?!  Кто  захочет  что-то  делать,  если  тебя  все  время пытаются  выгнать.  Директора  перестали  работать  над  развитием  школ.  Денег  нет  и  будет  еще  меньше.  Даже  свидетельства  об  окончании  школ  в  этом  году  покупали  за  счет  родителей.  А  по  закону  должны  за  счет  бюджета.  Уволили  дневных  сторожей (можно  днем  выносить  из  школ  все, что  плохо  лежит).  Готовятся  дальнейшие  увольнения.  И  каждый  день  слышим,  что  это  ваши  проблемы.  За  все  отвечает  директор. Выкручивайтесь.  На  генном  уровне  у  людей  живет  страх  перед  репрессиями. А  власть,  понимая  это, под  угрозой  увольнения  и   уменьшения  финансирования  вольнодумцев,  подавляет  любое  инакомыслие.

 

5.Что нужно для того, чтобы сотрудники музыкальных школ не боялись  открыто бороться за себя, школы и учеников. 

Вера.  Её  убивают  каждый  день.  Когда  люди  видят,  что  куда  ни обратись,  все  остается  по-прежнему,  они  опускают  руки. Когда  все  вокруг  против,  трудно  решиться  на  сопротивление.  Постоянно  внушается  мысль,  что  всех  несогласных  поломаем,  всех  непослушных  уволим.  Многие  директора,  сами  запуганные  до  предела,  требуют  в  школах,  чтобы  никто  не  «выступал».  Любого  педагога  можно  наказать  нагрузкой.  И  человек  потеряет  1000  или  2000 грн.  В  наше  время  для  многих  это  трагедия.  Боясь  потерять, педагоги  сами  загоняют  себя  в  угол.  Сняли  надбавку —  но хоть  зарплату  платят.  Не  выплатили  материальную  помощь — хоть  не  выгнали.  Дальше  заставят  за  меньшие  деньги  делать  большую  работу  —  пусть. Люди  не  владеют  другой  профессией. Многие  даже   торговать  не  смогут.  Наше  образование  длительное  и  очень  специфическое.  Надежды  2014  рухнули.

 

  1. Если реформа в апрельском формате пройдёт, то какие это повлечёт за собой последствия?

Она  уже  не  пойдет.  Слава  богу,  митинг  родителей  ее  остановил.  Последствия  были бы такие:  60%  детей  на  улицу  и  50  %  педагогов. Такие  деньги могут  платить  единицы.  С  моральной  стороны это  было бы  еще хуже.  Разделение  детей   ведет  в  будущем  к  противостоянию  в  обществе.

 

  1. Ваши прогнозы – что будет дальше на ваш взгляд?

Надежда  умирает  последней.  Общество  не  должно  допустить   уничтожения  своего  будущего (не  буду  писать  об  общении  ребенка  с  искусством,  просто  у  детей  в  музыкальных  и  художественных  школах  другие  глаза).  Впереди  выборы.  Сегодня  в  городе  озлобляют  весь  электорат.  Каждый  ребенок —  это  минимум  4  взрослых.  Возможно, осенью  начнется  постепенный  откат  назад.  Возможно  позже.  Но  эта  тема  в  нашем  городе  точно  на  выборах  будет  актуальной.  Скорее  всего,  выберут  стрелочников  и  накажут.  Истинные  герои  будут  в  тени.  Если   в  сентябре  продолжатся  гонения  на  школы —  свое  слово  опять  скажет  улица,  но  покруче  23  мая.  Родители  уже  поняли,  что  они  сила.

 

  1. Ваша самая смелая мечта в отношении днепровских музыкальных школ? Пусть даже и оторванная от реальности. Идеальный вариант в вашем понимании.

Эстетическое образование  должно  прийти  в  общеобразовательные  школы  на  том  уровне,  чтобы  в  музыкальных  и  художественных  уже  занимались  его  продолжением,  углублением  и  профориентированием.

В департаменте гуманитарной политики появятся  профессионалы.

В городе появятся меценаты, которые какую-то  часть дохода  будут  перечислять  на  развитие  искусства.





Понравилась статья? Расскажи о ней

Свежий номер

Популярное на isunity.com