• СЕРГЕЙ ЧЕРНЯВСКИЙ: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В ДНЕПРЕ ЗАКРОЮТ? •
Финансирование школ эстетического образования с 2012-го года сократилось на 230%!
ОТ РЕДАКЦИИ:
В Днепре, претендующем на звание «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА», в 2018 году разразилось некое культурное недопонимание между различными прослойками горожан, желающих, каждый со своей стороны, любимому городу развития и процветания.
Камень преткновения – школы, которые раньше называли музыкальными. По городу разошлись слухи, вызывающие бурление масс уже почти год. Речь о том, что якобы будет закрываться часть образовательных заведений, приобщающих детей к музыкальной культуре.
Мы поговорили с родителями учащихся музыкальных школ, педагогами, директорами и попытались пообщаться с профильными чиновниками.
СЕРГЕЙ ЧЕРНЯВСКИЙ
Председатель ГО «Батьківська рада мистецьких шкіл Дніпра»
Член Национального союза журналистов Украины
Член совета директоров Украинской ассоциации медиабизнеса
Борьба родителей Днепра за доступное обучение детей музыке
Терминология
Сейчас музыкальные школы официально называются «мистецькі». Нормального перевода на русский нет, потому что переводится как «художественные». Поэтому мы их называем по-старому – школы эстетического образования.
Предыстория
Предыстория такова. В апреле 2018-го департамент гуманитарной политики (ДГП) Днепровского городского совета) выступил со своим видением музыкальных школ в Днепре.
Основные аргументы ДГП в лице начальника управления культуры департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета Евгения Хорошилова были следующие:
- Плохая материально-техническая база
- Директора школ подают бюджеты выживания
- У нас на выходе мало победителей конкурсов, а значит и низкое качество преподавания (7,5% деток побеждает в конкурсах).
Когда родители начали задавать вопросы господину Хорошилову по цифрам приведенным в презентации, и какие есть все-таки основания для поднятия стоимости, то ответы были невнятные Сложилось впечатление, что начальнику управления культуры поставили задачу, он выходит и какой-то абсурд говорит. Который вообще не лезет вообще ни в какие ворота. Например, тезис Евгения Хорошилова: если мало платить, вы будете получать некачественное образование. Ощущение, что у них там мозговые штурмы проходили за пять минут до пресс-конференции. Где-то в таком виде: «Давайте быстро накидаем идеи – почему мы можем поднять стоимость обучения». Самая дикая идея побеждает, и они бегут её транслировать.
Отдельно была озвучена позиция Александром Шикуленко, что якобы преподаватели после занятий дают какие-то частные уроки, зарабатывают по 200 грн. в час, это всё проходит мимо кассы и вот теперь оно пойдёт куда надо, поэтому давайте мы поднимем стоимость и будет всем счастье.
В результате по апрельской концепции ДГП предполагались следующие категории: бесплатное обучение (льготники) – 20%, одарённые дети по старым расценкам – 20% и все остальные – 60%. Средняя новая стоимость – от 1200 грн. до 2000 грн. в месяц за обучение против 210 грн. сейчас.
Сопротивление
Соответственно, общественность возмутилась.
Начали мы в мае. Создали общественное объединение «Батьківська рада мистецьких шкіл Дніпра». Вначале в организации было 65 человек. Сейчас у профсоюзов лежит более 200 заявлений от родителей, которые тоже хотят вступить. Группа в вайбере ограничена программно 250-ю членами, в группе Фейсбука – более 700 участников.
Ключевой момент был 21-го мая. Тогда состоялся митинг перед сессией горисполкома. Пришло порядка 600-700 человек. Именно тогда мэр сказал, что никакого повышения не будет. Будет создана рабочая группа, и она разберётся в вопросе.
До 15 июля должна была появиться совместная обновлённая концепция реформы. Совместная не появилась из-за нежелания департамента гумполитики её делать. Рабочая группа собиралась в горсовете несколько раз. Потом меня перестали туда пускать, и власть пошла своим путём. Поэтому свою версию мы подготовили отдельно и вовремя, передали в департамент и мэру. Ждём их концепцию, очень хочется посмотреть. Особенно аргументацию финансов.
В нашей концепции улучшается качество образования за счет дополнительных сервисов, которые будут вводиться.
- Обучение через скайп при помощи видеоуроков.
- Экспресс-курсы по освоению нескольких музыкальных инструментов подростками.
- Музыкальное образование для взрослых.
- Улучшение инструментальной базы. Сейчас более 60% подлежит списанию.
- Возврат к финансированию, которое было до ВСЕХ реформ.
Выяснилось, что финансирование школ эстетического образования с 2012-го года сократилось на 230%! Если мы говорим, что бюджет города вырос в 4,3 раза, то финансирование школ – всего в два. И росло оно только в плане поднятия зарплат преподавателям согласно минималке.
И про что тогда рассказы о бюджетах выживания от директоров, если им никто не давал денег на бюджеты развития?
Сейчас в Днепре занимается более 8000 детей в 22 школах. По нашей концепции их количество повысится на 10-30%.
При этом надо понимать, что в Украине с 2004-го года был бэби-бум. Когда увеличили выплаты по рождению ребёнка, соответственно повысилась рождаемость. С 2014-го рождаемость стала падать. В 2018-ом году в музыкальные школы пойдут дети, которые родились в 2012-2013-х годах, ещё при бэби-буме. Поэтому говорить о каком-то сокращении школ нельзя. Их наоборот не хватает. Не хватает не только в Днепре, но и по Украине. И детских садиков, и школ, потому что в 90-е их закрывали, было проседание рождаемости. И только с 2004-го начала расти рождаемость. У нас демография волнообразная.
Наша концепция – три слова:
- Доступность
- Эффективность
- Прозрачность
Мы предлагаем, чтобы на «мистецькі» школы выделялось 2% бюджета. Для понимания, в 2013-ом было 2,3%, а сейчас у нас – 0,96%. И 2% — будет одним из самых высоких показателей по Украине, потому что сейчас это 1,5% в среднем. И из 15-ти регионов, из которых мы получили ответы, мы находимся на 14-ом месте по финансированию эстетического образования. Днепр — «культурная столица», но ниже нас стоят только Сумы.
Где брать деньги? Мэрия Днепра тратит, и затраты растут из года в год в %, на создание позитивного имиджа города. Количество сотрудников, которые работают в горисполкоме и соответственно получают зарплату, по сравнению с 2012-м годом выросло более чем в 2 раза. Если мы экономим на школах эстетического образования, то объясните мне пожалуйста, о каком имидже культурной столицы может идти речь? Мы специально анализировали бюджет, чтобы понимать, что происходит. Чем хуже работа власти, тем больше выделяется денег на освещение своей деятельности, на самопиар. Дел реальных нет, но надо создавать имидж.
Мы считаем, что до 10% бюджета «мистецьких» школ могут оплачивать родители, и 90% — финансирование из бюджета города.
О слухах про закрытие школ
Тут всё хитро. Сейчас предпосылок для закрытия нет. Но если бы была реализована реформа с повышением стоимости, то в результате этого из 8000 остаётся, допустим, 3000 учащихся, в лучшем случае. И только процентов 10-20 из них – родителей, готовых оплачивать новую стоимость. Остальные будут льготниками. В школах появляется катастрофический недобор. Следующим этапом, с точки зрения бизнеса, правильно будет объединить школы. И, после слияния, из, например, 19-ти, остаётся 9 школ. Остальные сокращаются. Что происходит с помещениями – любимый вопрос. Часть же помещений находится в центре города. Вон Флотилию выселили и переместили в бывший Дом пионеров. УПК (учебно-производственные комбинаты), насколько мне известно, тоже уже «реформировали». Куда будут отходить их помещения не знаю – не занимался.
К сожалению, люди, которые пришли, не имеют вообще никакой стратегии в плане развития города.
Это всё пошло одновременно и по школам, и по детским садикам. В бюджете Днепра 1,5 млрд. грн. выделяется на образование. Если мы берём общий бюджет в 14,5 млрд., то это достаточно большая цифра. Мне кажется, что музыкальные школы просто попали под горячую руку вместе со всей системой образования, из которой можно разными схемами качать деньги. И их решили под шумок тоже реформировать хоть как-то. Но основные деньги лежат в средних школах. И выгодно это только тем людям, которые собираются зарабатывать на детях. Надо смотреть, кто с этим и как связан, афиллирован. Например, бывший начальник ДГП Геннадий Глядчишин имеет отношение к отжиму земли у 10-й школы. Его предприятия, где он был учредителем, получали на это разрешения.
Чтобы лучше понимать, — тендер на обеспечение питания в школах, прямой тендер в 313 млн. грн, выиграла одна единственная компания. И это только питание за бюджетные деньги. А в школах есть ещё питание, которое оплачивается дополнительно. Тут сумма тоже не менее 300 млн. грн. То есть, на кону стоит питание в средних школах с ёмкостью рынка в 600 млн. грн. Вы представляете, в Днепре вдруг появляется компания, которая имеет оборот 600 млн. грн. в год на ровном месте. Это просто фантастика.
А музыкальные школы хотят сделать менее затратными. Хотя там бюджет, затратная часть, всего 140 млн. грн. в год. На ремонт моста в этом году собираются 311 млн. грн. выделить ещё дополнительно к тому, что было в прошлом году. И в следующем году, скорее всего, его тоже будут ремонтировать.
29-й приказ
Помимо реформирования музыкальных школ, мы в этом году, к сожалению, столкнулись ещё и с 29-м приказом, который предусматривал сокращения в средних школах, музыкальных и детских садиках. В музыкальных школах уже сократили библиотекарей, должны были сократить бухгалтеров и сторожей.
Выяснилось, что есть организация в горсовете с изначальной задачей – отстаивать интересы учеников и их родителей. Называется «Батьківська рада при міському голові». Эти люди должны были заниматься вопросами питания в школах, сокращения персонала, противостоять выселению Флотилии. Но, оказалось, что они – всего лишь буфер между общественностью и мэрией, целью которого было выпускание пара. Туда входят люди, которые сами являются родителями учеников, но не отстаивают интересы своих детей. А отстаивают интересы хозяина, который даёт им команды. Всплыло очень много грязи. Такая позиция вызывает даже не разочарование, а такое лёгкое удивление с сожалением. Странные люди, их дети ходят в те же школы, кушают то же самое. Задаёшь вопрос: «Почему?» Ответ: «Ну, понимаешь, у меня бизнес-интересы».
Когда мы занимались 29-м приказом, чтобы отменить увольнения, я пытался попасть на заседание рабочей группы депутатской комиссии, потом на исполком. Из-за этого мэр города решил раздуть со мной конфликт. И тогда меня перестали пускать вообще в здание мэрии. Предъявил удостоверение члена Национального союза журналистов Украины – не пустили. Вызвал полицию, составили акт про «перешкоджання професійній діяльності» ст.171 УК. Пришла отписка из полиции, от участвкового, что охранник из «Муниципальної варти» не сумел прочитать удостоверени. При этом на видео в ФБ, которое снимал, четко видно, что охранник говорит — у него приказ не пускать от руководства и читает нормально удостоверение.
Беззвучный несуществующий резонанс в музыкальных кругах
Несмотря на то, что музыкальные школы – поставщики будущих музыкантов Филармонии, театрам, абитуриентов Консерватории, все эти профильные культурные объекты в борьбе за школы не участвуют. Если же со школами эстетического образования по финансовым причинам произойдёт то, что прогнозируют родители, то учиться в Консерватории, играть в Филармонии и театрах через 15-20 лет будет некому.
Люди боятся. Из тех, кто получает финансирование из горбюджета, никто открыто не выступает против. Это надо понимать чётко. Потому что в противном случае ты получишь либо сокращение финансирования, либо директора не получат продление контракта. Все сидят на коротком поводке. Все, кто мог бы авторитетно протестовать, боятся, потому что своя рубашка ближе к телу. Я пытался организовать сбор подписей среди известных в Днепре людей. При том, что они с нами солидарны, немногие очень соглашались. Как в ситуации с депутатам: если ты наш парень, дадим деньги, не наш – нет. Это грустно, конечно, но это реальность, которая есть сейчас.
Как работает короткий поводок
У нас депутаты горсовета получают в год по 2 млн. грн. только на работу с избирателями. Это не говоря о том, что они имеют возможность оказывать матпомощь в размере 250 тыс. грн. Почему это отличная схема и почему она хорошо работает в Днепре? Ты – депутат. Тебе не кладут 2 млн. на расчётный счет. Депутат подаёт заявки через департамент, если хочешь сделать где-то ремонт, например, лифтов. Но все департаменты подчиняются непосредственно мэру. Тебе это подписывают очень быстро или наоборот – ничего не идёт, в зависимости от того, как ты голосуешь за те решения, которые нужны. Это метод кнута и пряника. Во многих городских советах Украины такой системы, как депутатские деньги для работы с наказами избирателей вообще нет. Смотрите, мы заплатили налоги, а дело депутатов – выполнять свою работу, опираясь на эти налоги. А тут депутат якобы делает добрые дела, хотя это его прямые обязанности. Это нонсенс. На самом деле таков наш местный инструмент давления на депутатов – отлично отстроенная схема.
Депутат заинтересован — он или должен потратить свои деньги на улучшения в своем округе, чтоб за него проголосовали на выборах, или ему их на эти улучшения дают два млн. грн. — за лояльность.
Парадокс
Есть вещи, которые департамент гумполитики пытается сделать правильно. Но выходит как обычно – коряво. Они, например, сократили библиотекарей и собираются сделать электронную базу программ, нот композиций. И в результате каждый преподаватель мог бы распечатывать необходимые партитуры. Проблема заключается в том, что библиотекарей сократили, а базу не создали. То же самое с увольнением бухгалтеров и переходом на единую бухгалтерскую программу.
Как это обычно делается? Надо что-то создать, обкатать на примере нескольких школ и только после этого внедрять.
Причина? Может потому, что сотрудники ДГП руками ничего не делали. Они не понимают вообще этих процессов. Это финансисты. У них нет хватки управленца, видения собственника бизнеса. Они привыкли просто считать цифры и не понимают что за чем должно при разумном построении системы идти.
Что дальше
Что предложит город в лице департамента гумполитики в следующий раз, затрудняюсь ответить. Они — как обезьяна с гранатой. Предугадать действия невозможно.
Знаю, что будем делать мы. У нас прошли предварительные слушания нашей концепции, после этого мы передали концепцию в «громадську раду» Днепра. Если будут корректировки правильные, то внесем, затем на профильную депутатскую комиссию, после этого на исполком и на сессию.
Если продавят таки апрельский вариант реформы, мы будем бороться. Законодательно.
Уже сейчас через суды организация Михаила Яценко, юриста, восстанавливает в школы физруков, уволенных по 29-му приказу. А вместе с физруками сократили компьютерных специалистов, гардеробщиц, дворников тоже хотели, но не нашли пока, кто же будет убирать. Прибыли, как с питания, от уборки по аутсорсингу нет.
Предложение по ходу
Давайте в виде эксперимента повысим стоимость обучения в одной школе до двух тысяч. В первой музыкальной. Там директо выступала за реформу в первоначальном виде. Вот давайте мы поэкспериментируем в течение двух лет на ней. Пусть они с минимальным бюджетным финансированием перейдут на самоокупаемость. Если есть желающие, почему нет?
Поле битвы – Днепр
Выше невозможно идти. Всё находится на финансировании города, замыкается на мэрию.
Со средними школами, в некоторых случаях можно жаловаться в Киев. А по поводу музыкальных школ Киев, в связи с законом о децентрализации и местном самоуправлении, ничего не может. Надо решать этот вопрос здесь!
Мы надеемся на здравомыслие руководства города. Оно у них иногда наблюдается.
Для справки
Бюджет Днепра – третий по размеру в Украине.
Понравилась статья? Расскажи о ней