• К юбилею Народной артистки Украины Людмилы Вершининой
Я снова хочу говорить о любви! •

актриса Днепропетровского академического театра русской драмы им. М.Горького (ныне Днепровского театра драмы и комедии) с 1958 года.

Людмила Ивановна сама выбрала место для записи интервью. Это была сцена Днепровского академического театра драмы и комедии. Ее театра. В перерыве между двумя репетициями нам позволили там находиться. А потом я поняла, почему мы оказались именно на сцене. Потому что это пространство действует на Людмилу Вершинину как «место силы», если заимствовать  это понятие из  практик подготовки организма к преодолению трудностей. А может, спонтанно, повинуясь актерской  психофизике, актриса шла в привычном  направлении? А вот бы узнать, сколько километров за все годы служения в этом театре, было пройдено актрисой? Буквально, от репетиционной комнаты — на третьем этаже, до гримерной — на первом, от костюмерной — на втором, вниз до кулис , и из них — на подмостки!

 

Сейчас Людмила Вершинина решила пройти  туда другим путем, по проходу между зачехленных кресел зрительного зала. Потихоньку мы поднялись на сцену. Ее пространство заливал приглушенный «рабочий» свет, без фильтров. В центре возвышался белый круглый помост, по углам стояла кое-какая сценическая мебель и реквизит . Некоторые кулисы были подняты и в глубине виднелись голые стены. Людмила Ивановна осмотрелась, подошла к диванчику, оперлась на спинку и посмотрела в темный зал. И в этот момент я вдруг увидела, как у актрисы  засияли глаза, и она в приветственном жесте подняла руку! Я спросила ее:

 

-Сейчас вы не готовитесь встретиться со зрителем. Зал пуст.  Но вы только  преодолели эту границу зазеркалья,  и … что  с  Вами, Людмила Ивановна?

 

Голос у Вершининой такой, который слышен в самом дальнем уголке зала, даже если она говорит шепотом. Такая уж школа. Сценическая речь высшего уровня! Она говорит:

 

-На меня сразу волной накатывают воспоминания. Суть моя в них. У меня в театре все связано со зрителем, я их ощущаю. Вот зал пустой, а я вижу сразу всех, и  даже там, на верхнем балконе. Я приветствую их. Там молодежь, потому что дешевые билеты, и их там много. Мне радостно, когда я вижу молодежь. Мне хочется им рассказать все! Как на духу! Чтоб они прочувствовали, не только слова, но и что за ними стоит. О чем я хотела сыграть, что этим сказать!

 

Сначала мне кажется, что это слова роли, потом я стараюсь видеть в собеседнице не актрису, а  женщину, которая просто очень любит театр, и  у нее сейчас появилась счастливая возможность подняться на сцену. Но, нет, она — не обычная женщина. Вершинина удивительная, и немного странная. Почти как героиня спектакля «Странная миссис Севидж», который  готовят к ее бенефису. Людмила Вершинина рассказывает про свою роль в спектакле:

 

-Эта история мне близка, не по сюжету, а по духу. Героиня попадает в больницу, в богадельню, как ее называют, а там — молодежь! Но не обычная, а ущербная, больная. Миссис Севидж сначала боится, ведь ее туда отправили не по доброй воле. И  вдруг позднее она чувствует, что эти молодые люди воспринимают и принимают ее как человека, и она вся оживает! Потому что эти дети, не родные по крови,  но прожившие, понявшие жизнь,  приняли ее! А  родные хотели лишь сохранить деньги, которые  она тратила на благотворительность. Они решили, что их мать сумасшедшая и отправили ее в ту больницу! А именно в ней она вдруг обрела жизнь, второе дыхание!  Поэтому я сейчас думаю об этой взаимосвязи и этих чувствах близких мне людей. Они все встают после спектакля! Потом подходят и говорят : Людмила Ивановна, живите долго! Вот потому я и держусь! Мы хотим  Вас видеть, говорят они. И когда я вижу их так близко, это самое восхитительное переживание.

 

Я почувствовала, что меня тоже охватывают переживания, но собралась с духом и спросила:

 

-Но ведь на взгляд большинства зрителей миссис Севидж действительно странная?

 

-Наверное. Она организовала фонд помощи людям, чтобы они воплотили свои мечты. И  миллионы из  наследства от мужа перевела в этот фонд.

 

Я сразу вспоминаю, что сама Вершинина тоже  создала фонд помощи ветеранам сцены. Какое сходство с героиней спектакля!

 

-В вашей биографии есть подобная страничка. Вы создали Фонд имени Виталия Ковалевского, своего мужа.Там правда речь идет не о миллионах, но какую-то свою премию вы отдаете нуждающимся?

 

-Это пенсия президентская. С каждым новым президентом она увеличивается .Нынешний вообще очень приличные деньги утвердил. Мне жаль, что это немного поздно, если тратить самой. Но я с самого начала помогала своим театральным пенсионерам, которые не работают. Потому что пенсия у артистов очень маленькая.  Не все работают, так, как например я. Я же пенсионер. 72 года я на сцене! В этом театре — 60!

 

-Так вы тоже странная, миссис Вершинина!

 

-В какой-то мере, да. Поэтому она мне близка, эта Севидж. Я там по роли говорю, что мне жалко детей в Африке, что они нуждаются, что там война… А сама  думаю о своей стране. Как может человечество допускать это сейчас? Ведь наука так развита, разве можно сейчас быть умным и начинать войну?! Нонсенс! Я никак не могу это уразуметь.

 

-Это вам просто непонятно?

 

-Я не могу с этим смириться! Поэтому я в спектакле говорю врачу, который меня лечит, что хочу помогать именно детям, чтобы они успели посмотреть этот мир и успели понять, что его нужно беречь. Потому что война это страшно. Но можно об этом просто  говорить, а можно пережить… Я пережила войну. Это голод, холод и смерть. И дети, находясь в войне, теряют смысл жизни. Вот в чем дело.

 

-Эти испытания, которые пришлись на вашу долю, они в вас взрастили Актрису? Как  ни печально  то, что пережито.

 

-Да, но  это открытая рана до сих пор. Говорят, что  у нашего поколения память о войне глубоко сидит. В моем роду в Отечественную войну потеряно семь человек. Папа погиб, его два брата и первый мальчик, который не успел закончить училище. Федя… Его взяли на фронт, и он сразу погиб. Потом Анатолий, потом двоюродные братья. И все погибли. У нас никто из ушедших на фронт не вернулся! Мамины сестры все вдовы…

 

Я подумала, что биография Людмилы Ивановны могла бы лечь в основу пьесы. Но где сегодня тот драматург?!

 

-Вы чувствуете, что за них, вместо них, ваших родных людей должны что-то сказать людям? Что-то главное?

 

-У меня  была мечта. Я хотела сыграть как говорят, напоследок, очень серьезную роль . По пьесе Фридриха Дюрренматта « Визит старой дамы».  Это история о том, как любовь захлестывает человека и перерождается в злобу. Израненная предательством Любовь. Героиню бросил муж. А Любовь к нему жила в ней с раннего детства. Меня очень стало волновать, как можно перечеркнуть все в своей жизни? Нынешняя молодежь придумала это слово «секс», который будто бы  заменяет все отношения. На старости лет, по фильмам которые показывают бесконечно, я понимаю, откуда это у них. Как просто сказать «Я тебя люблю», и совсем не понять что это за чувство. Думают, что секс это любовь, а это совершенно разные вещи! Любовь  бывает на всю жизнь. Она может родиться за школьной партой. Вернее, важно ее сберечь с тех времен. Из детства берет начало любовь. Вот эти герои пьесы Дюрренматта в детстве такое чувствовали. Они писали стихи друг другу, играли, проводили время вместе. Это было рождение, начало чувств, зарождение! Можно было сто лет беречь такую любовь. И когда вы вдвоем ее бережете – вот счастье. Любить свою любовь – вот что нужно!

 

-Вы не сыграли эту  старую даму  со сложным именем Клара Цаханассьян?

 

-Да нет же! Всегда что- то мешало. Сначала собирались потом передумали, потому что сложная постановка. Костюмов много. Неподъемный по деньгам какой-то спектакль оказался… Решили ждать момента, но он все не приходит.

 

— Насколько я помню там история трагическая. Миллиардерша предлагает деньги тому, кто убьет ее друга юности Альфреда Илла, потому что он ее предал.И предал их любовь, и все такое… Но это же не метод?

 

-Так бывает в пьесах…А в образе героя, ну который Альфред… я видела своего первого мужа Станислава Станкевича, который работает теперь в театре Франка. Он тут тоже начинал с героических ролей. Мы с ним не сошлись характерами и не поняли, что сцена в жизни не основное. Мы остались друзьями, конечно. У нас есть сын. Потом я вышла замуж за Виталия Ковалевского. Он был прекрасным режиссером, с настоящей школой! Он закончил ГИТИС, ему выпало счастье работать в театре Вахтангова, видеть как репетирует Симонов, помогать ему. Нас свела судьба уже в Днепропетровске, куда он приехал работать в театр Горького. И мы жили душа в душу… Но, признаюсь – в моей жизни не было такого чувства как в той пьесе, и такой любви большой!

 

-Ну, вы, Людмила Ивановна, слишком идеалистично подходите к определению любви! Прямо с детства и на всю жизнь, так не бывает. Это только в пьесах и романах такое случается!

 

-Бывает. Просто  времени не хватило.  Второго мужа я любила, уважала. Я любила, мне казалось… Но, я мечтаю и сейчас вселить в молодые сердца надежду на то, что Любовь может быть с одним человеком. Только нужно беречь . Вот ты с ним живешь, у вас дети появляются, внуки, правнуки. И вы гордитесь своими потомками и тем, что принимали в этом участие! Здесь и секс и все остальное замечательно помещается в жизни. Все может быть  в жизни, но главное вы сберегли свое первое чувство!

 

-Зато Вы можете сыграть таких любовей множество!

 

-Так я хотела это сделать хоть раз! Ввести туда сцен-движение с помощью режиссера  из Кривого Рога, уже договорилась.  Я подумала, как много можно в этом спектакле выразить пластикой. Взять наших молодых актеров, чтобы они сыграли Любовь. Сыграли Рождение чувства.

 

Несколько последних лет в разных интервью Людмила Вершинина говорит о так и не воплощающейся  мечте сыграть в спектакле «Визит старой дамы». А было бы неплохо  все-таки поставить этот спектакль, подумала я. Пусть не с нею в главной роли, но для Нее! Драматургия высококлассная, на нее у Вершининой хорошее чутье. Этот спектакль мог бы украсить репертуар любого  театра в нашем городе. Была такая идея, помнится, и у режиссера театра «Верим!» Владимира Петренко. А Людмила Ивановна нанесла бы визит  на премьеру…и у нее была бы возможность обратиться к зрителям. Каким бы драгоценным был для нее такой подарок! Но, журналисту лучше не вмешиваться в театральный процесс… Попробовать бы сейчас хоть на минуту выманить из него свою собеседницу.

 

-Вы вся в театре, это видно, но ведь есть  жизнь и вне сцены? Там где Вы читаете, смотрите фильмы? А может, готовите?

 

-Я не люблю готовить. И я диетик. Но без музыки я не живу. Мне дети подарили проигрыватель-компьютер, который я еще не сломала, а я все ломаю. Я люблю оперную музыку, люблю Чайковского безумно! Это композитор,  балет которого  я впервые увидела на сцене. После «Лебединого озера»,  которое мы посмотрели с мамой,  я полюбила балет на всю жизнь. Оперу тоже люблю. Я много пела в юности. Хороший был голос, сопрано.

 

-А вы могли бы стать певицей, а не актрисой?

 

-Конечно. У меня с третьего курса были такие  опереточные выезды. Главный режиссер киевской оперетты увидел нас со Станкевичем на просмотре в министерстве. Я пела арию из оперетты «Принцесса цирка». И он  пел: «… Всегда быть в маске судьба-а-а-а моя-а-а-!» и разбивал бокал! Режиссер был покорен, и сказал, что забирает нас обоих к себе в театр оперетты. А я  сказала, — Не хочу в оперетту, я хочу играть Чехова, я люблю Толстого, и одного, и другого. Я люблю Горького и хочу играть его пьесы, я люблю Островского. Я хочу поиграть русскую классику!

 

-Так вот же она — Любовь всей жизни! Поэтому зрители идут на Вас! Они чувствуют,  что Вы хотите сказать со сцены, помимо текста роли!

 

-Я всегда говорю им, чтобы они берегли друг друга! Я думаю, что я продержусь еще на белом свете и сыграю эту роль! Может, я  еще расскажу молодежи, что такое настоящая любовь.

 

На сцене начиналась репетиция, и нам пришлось уйти. Но расставаться не хотелось, и я напросилась в гримерку. Мы продолжали говорить о высоком: о том, что любовь двоих людей рождает бережное отношение не только друг к другу, но к своей стране, о том, что поколение лишается культуры, о том, что бы такого почитать  зимним вечером, о том , как хороши письма Чехова Суворину, а Толстого жене Софье Андреевне, и что в них порой больше сказано, чем в главных произведениях великих писателей… Людмила Ивановна Вершинина пролистала газету, наговорила мне кучу необоснованных комплиментов, потом  надела кокетливую шляпку и теплое пальто. На улице только что выпал снег и воздух был свеж. Ощущение чистоты природы, собственных  помыслов  и  какое- то странное чувство недосказанности  долго не покидали меня. И я подумала, надо пойти на спектакль 3 февраля. Это будет бенефис , который устраивает театр   в честь юбилея своей драгоценной актрисы. Тогда и произойдет завершение нашего с ней диалога. И  я тоже начну понимать, почему нужно учиться любить Любовь. Это никогда не поздно. Так она сказала.

 

 

ВЕРШИНИНА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Родилась 22 января 1928 года в Днепропетровске. Отец был художником-реставратором, мама пела в церковном хоре. Родители мечтали, чтобы дочь изучала иностранные языки. Но Люся выбрала театр. Скорейшему осуществлению мечты помешала война.И тем не менее, еще до ее окончания, в 1944 году Людмила поступила в Днепропетровское театральное училище. «Мне очень повезло с педагогом, вспоминает Людмила Вершинина, — у нас преподавал Илья Григорьевич Кобринский. Я его считаю своим лучшим учителем. Он работал главным режиссером в Днепропетровском драматическом театре имени Т.Шевченко, куда я пришла сразу после училища». Некоторое время актриса работала во Львове в театре им. М.Заньковецкой. Но все же вернулась в родной город. Людмила Вершинина — актриса Днепропетровского академического театра русской драмы им. М.Горького (ныне Днепровского театра драмы и комедии) с 1958 года.
Народная артистка Украины.

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Среди наград, которые особенно дороги Людмиле Ивановне есть орден от Украинской Православной церкви  к 1020-летию Киевской Руси. Актриса — Кавалер орденов «Знак Почета», Трудового Красного Знамени. Есть медаль «За доблестный труд». А так же большое количество лауреатских дипломов театральных конкурсов.

 

ИНИЦИАТИВЫ

Народная артистка Украины Людмила Вершинина основала Фонд памяти своего мужа Виталия Ковалевского. Фонд действует при  организации Союза театральных деятелей Украины. Средства идут в помощь ветеранам сцены.

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Жиган — «Р.В.С.» А. Гайдара
Юнга — «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна
Илона Алгрен — «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки
Луиза — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
Кэрол — «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса
Офелия — «Гамлет» У.Шекспира
Ольга Зотова — «Гадюка» А. Толстого
Грушенька —  «Очарованный странник» Н.Лескова
Анна Андреевна — «Ревизор»  Н. Гороля
Виринея – «Виринея» Л. Сейфуллиной и В.Правдухина
Клеопатра — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира
Амалия — «Разбойники» Ф.Шиллера
Елена — «Мещане» М.Горького
Матрена — «Власть тьмы» Л.Толстого
Мамаша Кураж – «Мамаша Кураж»Б.Брехта
Манефа — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского
Бабушка — «Семейный портрет» С.Лобозерова
Бабушка — «Деревья умирают стоя» А.Касона
Годл, дочь — «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема
Голда — «Мир дому твоему» Шолом-Алейхема
Мария — «Сумерки» А.Дударева
Анна Павловна Ростопчина — «Афинские вечера» П. Гладилина
Миссис Севидж — «Странная миссис Сэвидж» Д.Патрика

 

Свой юбилей в 2018 году Людмила Вершинина ознаменует выходом на сцену любимого театра в главной роли в спектакле «Странная миссис Севидж».

Нина ЗИМИНА

N.Zimina@www.isunity.com



Понравилась статья? Расскажи о ней

N.Zimina@www.isunity.com

Свежий номер

Популярное на isunity.com

JKJKJ