• КОЛЕСО ФОРТУНЫ ОРФА •

Озорные тексты средневековых частушек на латинском языке балансировали на грани приличия, но это лишь веселило немецкую публику, а песни-предсказания заставляли цепенеть от страха

Карл Орф. Полное имя  Карл Генрих Мария Орф. Родился 10 июля 1895 года в Мюнхене. Умер там же в 1982 году 29 марта. Немецкий композитор и музыкальный педагог. Прославился сочинениями для музыкального театра. Наиболее известна его сценическая кантата «Кармина Бурана»

 

«Все, что до этого было мной сочинено, а Вами издано, теперь можно спокойно уничтожить. Собрание моих сочинений начинается с «Кармины Бураны».

Из письма Карла Орфа своему издателю.

 

Несмотря на то, что «Баварские песни» или  «Кармина Бурана» это не отдельное произведение, а первая часть трилогии, которая так же включает «Песни Катулла» и «Триумф Афродиты»,  она стала наиболее известной. Более того, именно «Кармина Бурана» прославила имя своего создателя. В появлении на свет этого уникального сочинения без знака судьбы не обошлось.

КАТАЛОГ ВЮРЦБУРГСКОГО АНТИКВАРА

Карлу Орфу было около сорока лет, когда в его руки попала копия старинной рукописи, что перевернула его обычное существование. Он жил спокойно в  Мюнхене, писал музыку и  преподавал в своей школе вместе с женой. Супруги изобрели особенную программу обучения музыке. Необходимо было через танец, игру на нехитрых инструментах, через ритм и движение «вытащить» из ребенка природную музыкальность. Родители учеников относились к этим методам с иронией, но педагогов уважали. Вот в этот размеренный жизненный период  и появился в жизни композитора и педагога каталог Вюрцбургского антиквара. Карл Орф интересовался историей и часто приобретал старинные рукописи. В очередном собрании бумаг, на первый взгляд не было ничего особенного, но среди прочих записей, в каталоге обнаружились  листы, что датировались 1300 годом и выглядели как стихи! Это и был монастырский песенник с названием «Кармина Бурана», то есть  «Песни Бойерна», сейчас их называют «Баварские песни». Антиквар, скорее всего, раздобыл эту копию у историков, которые в свою очередь, нашли рукописи в одном из бенедектинских монастырей, что в предгорьях баварских Альп. Несмотря на  происхождение, содержание двадцати пяти стихов оказалось совсем не монашеским. Это был сборник серенад, застольных песен и гимнов. Написаны они были на так называемой обиходной латыни.

ЗАГАДКА 1  Почему Карл Орф не изменил язык и не перевел тексты на понятный немецкий язык? Хотя три из двадцати пяти песен звучат в кантате не на латыни. Но опять-таки, на старонемецком!

ЗАГАДКА 2 Известно, что к рукописи прилагались нотные записи. Они были несовершенны, но все же были! Композитор проигнорировал подсказки первых авторов и пояснил открыто:  «Магический ритм стихов – вот что меня интересовало в первую очередь!»

ЗАГАДКА 3 Кантату открывает и завершает  песня о судьбе. Знаменитая  «О Фортуна!…» Но, если узнать о чем именно идет речь, непонятно, почему  исполнители  так кричат и волнуются?

Но в том  и талант автора «Кармины Бураны»  положившего  спокойный  текст  «Фортуны»  на  ошеломляющий слушателей  ритм. Сильные эмоции рождаются  в звуках и обретают гипнотическую силу. Иногда это необъяснимо.

КОЛЕСО  ФОРТУНЫ  ОРФА

Премьера кантаты состоялась во Франкфуртской опере 8 июня 1937 года. Публика приняла  спектакль с восторгом. Все, что она услышала и увидела было очень необычным. Озорные тексты средневековых частушек на латинском языке балансировали на грани приличия, но это лишь веселило немецкую публику, а  песни-предсказания заставляли цепенеть от страха. Эмоции зашкаливали. К тому же все время спектакля, около часа, на сцене вращалось огромное колесо Фортуны, что было очень эффектным.

 

Газеты отозвались на премьеру многочисленными публикациями. Отзывы были разными, от хвалебных, до разгромных. Корреспонденты писали, что «Кармина Бурана» — это  «музыкальный акт, открывающий новые направления в искусстве» и о том, что «Карл Орф доказал, как обычное трезвучие может обладать огромной энергией. Никто не слышал такого и не подозревал о подобном». Берлинский «Наблюдатель»,  напротив,  засомневался в значительности произведения Орфа и написал: «Мы присутствовали при интересном, но единичном случае, который можно принять к сведению, как смешной курьез!»  А Рейнская «Земельная газета» высказалась так: «Даже первое впечатление свидетельствует о бесплодности авторских усилий. Средние века прошли и вся эта латынь, эта римская зараза, которую наш народ не понимает, совершенно ему не нужны. Нужна музыка, которая отражает ход нашей жизни».

 

А  действительно, что в 1937 году необходимо было немецкому народу? Ведь это была Германия третьего рейха, со всеми вытекающими последствиями. Создатель расовой теории национал-социализма Альфред Розенберг назвал кантату «баварской негритянской музыкой». Сложным и противоречивым было восприятие произведения Орфа в его стране. Но все немецкие газеты обязаны были написать о событии премьеры. Самая громкая характеристика Орфа-композитора —  сравнение его с Рихардом Вагнером. До июня 1937 года Карла Орфа не знал никто, а после премьеры «Кармины Бураны», о нем говорила и читала вся Германия.

 

ХИТ ВРЕМЕН И НАРОДОВ

Даже для самого автора первый успех «Кармины Бураны»  был неожиданным. Хотя, думается, Карл Орф очень  хорошо знал людей, и потому предпринял для этого успеха ряд простых ходов. Он решил, что форма спектакля должна удивить и восхитить, а  содержание — заставить  докапываться до сути. В итоге произошло главное,  «Кармина Бурана» стала  гимном  радостям жизни, несмотря на превратности судьбы, на ее предупреждения и угрозы. И все это под живой, упругий, обновляющийся ритм! Ну,  кому не захочется представить себя в таком противостоянии победителем? Баварец вы, итальянец или украинец с русским.

 

ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА

Мощные вступительные такты, которые повторяются в конце,  после того, как отзвучали гимны Бахусу и плотским наслаждениям, вновь и вновь заставляют трепетать сердца. Ради них многие любители музыки вообще приходят на «Кармину Бурану». Однако, есть предположение, что эта поразительная музыка Карлу Орфу не принадлежит. Ее автор – один из основоположников оперы XVII века Клаудио Монтеверди. И у него она называлась «Плач Ариадны». Орф просто обработал ее и посвятил Фортуне. Но кто слушает того  Монтеверди  и его «Ариадну»?  А «Кармина Бурана», похоже,  с нами навсегда.

Нина Зимина





Понравилась статья? Расскажи о ней

Свежий номер

Популярное на isunity.com

JKJKJ