• Картина Марии Башкирцевой «В студии» гастролирует в музеях США •

Благодаря своему сюжету, она отвечает идее американской выставки: показать творчество женщин-художниц конца девятнадцатого века

В Днепровском художественном музее хранится  настоящая  жемчужина- картина  Марии Башкирцевой  «В студии». Датируется она 1881 годом и представляет  собой классику европейской живописи.

Это одно из трех сотен уникальных полотен знаменитых художников, которые в 20-е годы прошлого столетия передал музею заслуженный деятель искусств СССР, коллекционер и художник Исаак Бродский.

Как ни странно, но именно по этой картине зарубежные ценители живописи сегодня  узнают, что в Украине, в городе под названием Днепр есть художественный музей. Не самая плохая визитка, соглашаются и сотрудники музея.

 

За последние десять лет  картину «В студии» трижды возили на международные выставки. И вот снова ее пригласили на участие в большом проекте американской федерации искусств, посвященном женщинам-художницам, которые работали в  Париже в последней трети девятнадцатого века. На нескольких выставках будет   представлено творчество талантливых и незаурядных женщин. А Мария Башкирцева именно и такой и была.

 

 

Из Днепра в Денвер.

 

Игорь Труш ведущий научный сотрудник Днепровского художественного музея

Не только смотреть, но  и рассказывать посетителям о картине Марии Башкирцевой « В студии»  очень интересно, говорит Игорь Труш, ведущий научный сотрудник Днепровского художественного музея. Игорь Труш- романтичный человек, потому  склонен искать  подтексты и символы  в художественных произведениях. А в картине Марии Башкирцевой  вроде бы нет никакой мистики, но загадок хватает. Искусствовед говорит, что неизвестно в какой из этих девушек Мария Башкирцева изобразила себя. Или каждую наделила  своими чертами? В набросках, которые расположены в верхней части композиции тоже скрываются ребусы и шарады. Конечно, ответы можно искать и находить в дневниках Марии Башкирцевой. Но у  нее не так много написано про создание именно этой картины.

 

 

«Пятница, 18 марта 1881года. Я окончила картину, остается только еще кое-где тронуть. Жюлиан находит, что картина много выиграла в последнюю неделю и что теперь она хороша…На картине шестнадцать фигур и скелет, т. е. всего семнадцать.»

Действительно, из всех живописных творений художницы, картина  «В студии» самая «наполненная» фигурами. Но это не создает сложностей при транспортировке, шутит Игорь Труш. А вот размер полотна 188Х154 требует должного отношения. По пути на выставку в США необходимо было внимательно следить, как с картиной обращаются. Но волнения  оказались  напрасными, говорит искусствовед.

 

— На аэродроме Франкфурта я попросил показать, где находится картина. Мне показали и пояснили все меры безопасности в  перевозке произведений искусства. Она была упакована в связке с еще двумя картинами из Женевы, которые так же следовали по маршруту Франкфурт-Чикаго.

 

-Вы не могли оставить картину без присмотра?

 

-Конечно, не мог! Я летел в грузовом самолете, и нас разделяла только перегородка. На борту, кроме меня была только команда летчиков.И это было удивительное путешествие! Мы всегда летели в свете солнца, а в Чикаго шел дождь, и при посадке мы преодолели эту границу между солнцем и дождем! Прошли сквозь тучи!

 

 

Под неусыпным контролем Игоря Борисовича контейнер с картиной был перемещен в трейлер и уже по земле преодолел еще тысячу километров. В художественном музее Денвера, картину сразу не распаковывали, дали ей «привыкнуть» к новой атмосфере. Игорь Труш рассказал и про это:

 

— На следующий день мы присутствовали при ее распаковке. Убедились, что все нормально и,( смеется) все персонажи на месте. Сотрудники Денверского музея  знали точно размер картины, и где она будет висеть. На этом месте уже находился соответствующий размерам трафарет. Нас подвели  к стенду и на наших глазах картину туда повесили. Вбили два гвоздика. И повесили на веревочки. Очень терпеливо выдержали наши с Татьяной Ивановной указания : сантиметр вправо, выше, ниже! Очень терпеливо.

Татьяна Шапаренко директор Днепровского художественного музея

 

Татьяна Ивановна Шапаренко, директор Днепровского музея присоединилась к своему коллеге уже в Денвере. Она под впечатлением от музея, от организации выставочного пространства. И от того, какое место уделили в нем картине Марии Башкирцевой.

 

-Полторы сотни работ  участвуют в международном проекте. Из них три картины принадлежат кисти Марии Башкирцевой. Это наша работа « В студии». Привезли также знаменитое полотно, которое называется «Встреча». Оно принадлежит парижскому музею Орсе, и  автопортрет, который прибыл из  музея  Ниццы.

 

Картина  будет путешествовать до октября 2018 года. В музее, конечно, чувствуется ее отсутствие. Ведь она была частью постоянной экспозиции.

 

-Но и там, за океаном, ее очень ждали. До этого наши коллеги из разных музеев, не только американских, видели картину только на фотографии. Поэтому, когда ее открыли, в зале воцарилось молчание, Два года ушло на заключение договора, оформление документов. Картина оправдала все усилия. Поэтому, когда открыли — была тишина…

 

Стоит ли повторяться, что картина Марии Башкирцевой «В студии» заняла в американской экспозиции центральное место? Благодаря своему сюжету, она отвечает идее американской выставки: показать творчество женщин-художниц конца девятнадцатого века. И именно в Париже, где и находилась Академия Родольфо Жюлиана, единственное на то время место, где женщина могла получить художественное образование. Авторы американского проекта снова обращают внимание на то, как  самые смелые и талантливые представительницы прекрасной половины человечества стремились  перевернуть представление о женском предназначении. Несмотря на устоявшееся мнение о слабости, невозможности противостоять устоям, некоторым из них, как Марии Башкирцевой удалось победить даже смерть.

 

 

 Озаряющая время.

 

С той девушкой у темного окна

-Виденьем рая в суете вокзальной-

Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему она была печальной ?

Чего искал прозрачный силуэт?

Быть может ей и в небе счастья нет?

 

— Марина Цветаева  из  сборника «Вечерний Альбом», посвященного «Светлой памяти Марии Башкирцевой».

 

Ее мечтали воплотить на экране Грета Гарбо и Одри Хепберн. Премьер министр Великобритании Уильям Гладстон  называл дневники Марии Башкирцевой самой замечательной книгой XIX столетия. Но признание литературного таланта пришло после смерти девушки.

«К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда,— остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».

 

Так писала  Мария Башкирцева, предчувствуя все же горький и скорый финал своей жизни. Дневник был издан в 1889 году. А умерла Башкирцева 31 октября 1884 году. Через две недели ей должно было исполниться 25 лет. Записки девушки вызывали  глубокое сочувствие, восторг и… непременную критику, которой подвергаются ставшие известными произведения. А «Дневники Марии Башкирцевой» сразу завоевали популярность.  Иван Бунин поначалу сильно раскритиковавший ее как  « героиню бесплотной суетности и ненасытного тщеславия», писавший, что это обычные девичьи причитания,  потом несколько раз возвращался к чтению дневников  и вынужден был признать талант девушки : «Вторая половина книги примирила меня с ней . И какая действительно несчастная судьба!..»  Ги де Мопассан назвал Марию «единственной розой моей жизни». Дело в том, что девушка писала Мопассану в надежде, что он даст рецензию на ее литературный труд. Но писатель проигнорировал просьбу. И только когда получил известие о смерти художницы, приехал на ее могилу и принес запоздалые извинения. Марию Башкирцеву прославили и ее литературный дар и талант художницы. Два тома книги несколько раз переиздавались, а картины еще при жизни Марии Башкирцевой обращали на себя внимание ценителей искусства. Башкирцева  стала первой русской художницей, картины которой приобрел Лувр. Лучшие музеи мира мечтают и сегодня заполучить в свою коллекцию ее творения.  К сожалению, большинство работ было утрачено в годы революции и последующих войн. Но часть из них,  по счастью, осталась. Они рассеяны по музеям Европы. Всего мать Марии Башкирцевой передала Русскому музею  императора Александра III в1908 году 141 картину. Теперь можно представить, какое будущее ждало творения художницы в те времена. Большинство картин пропало безвозвратно во время революции и войн. Сегодня в государственном Русском музее находится всего 8 живописных полотен и 13 рисунков.

 

127 картин были переданы Украинской ССР в 1932 году. В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации Харьковской картинной галереи, бесследно исчезли 66 картин Башкирцевой. Но по тем, что остались, а это  несколько живописных полотен, портретов и автопортретов, сегодня можно судить  о  необычайном таланте Марии Башкирцевой.

 

 

Девушка, победившая Смерть.

 

Ей было всего девятнадцать, когда она поступила в Парижскую Академию живописи Родольфо Жюлиана. Но, это была не простая девушка. Мария Башкирцева еще в девятилетнем возрасте совершенно серьезно поставила перед собой задачу » не терять время, ведь жизнь так коротка!» Она выучила несколько языков, в том числе латинский и древнегреческий, чтобы читать Платона.…История и физика, арфа, гитара, а так же цитра, мандолина и вокал занимали ее дни. Решение записывать события своей жизни и мысли по поводу них, пришло к ней в двенадцать лет. Писала девочка на французском языке  и сразу набело. Сто пять тетрадей дневника сегодня переведены на все европейские языки. Конечно, скажут многие, ведь она не нуждалась в деньгах, и могла заниматься, чем пожелает.

Мария Башкирцева родилась в богатой семье предводителя дворянства Полтавской губернии. Супружеская жизнь у родителей не заладилась, и мать забрала девочку с собой в Европу. Они постоянно жили в Ницце. Марию воспитывали гувернеры, которые отмечали необыкновенное рвение к изучению наук. В девятилетнем возрасте, кроме большой программы, которую девочка сама для себя составила, она охвачена стремлением овладеть искусствами. Марии прочат будущее певицы, у нее  меццо-сопрано. Но  она заболевает ларингитом. Потом  врачи ставят диагноз — туберкулез. Не только любимое пение, но и сама жизнь девушки под угрозой.

Необычайный дар жизнелюбия, доброта и страстность помогают ей справляться с  болезнью и жить дальше.

 

В 1877 году Башкирцева решает стать профессиональной художницей и поступает в единственное учебное заведение в Париже, где женщин учат рисовать,— Академию Родольфо Жюлиана. Она пропадает в студии каждый день, с утра до вечера, учась и оттачивая мастерство написания картин. За  такую работоспособность, при плохом здоровье ее прозвали «одержимой русской». Уже на следующий год, она получает медаль как лучшая ученица.

 

 «Я хочу  отказаться от всего ради живописи, — пишет она.- Надо твердо помнить это, и в этом будет вся моя жизнь».

 

Всего за два года Мария преодолевает семилетний курс Академии. Ее награждают Золотой медалью. О картинах говорит весь Париж. Но, как все  по-настоящему талантливые художники, Мария сомневается в своей избранности.

 

«…Не считаю еще себя вправе сказать «мое искусство»: чтобы говорить об искусстве (о своих стремлениях в этой области), нужно чтото из себя представить» — пишет Башкирцева в своем дневнике.

 

Она работает по 12-14 часов в сутки. Непонятно откуда берутся силы у хрупкой девушки. Ей сочувствуют подруги из студии Жюлиана. Болезнь не отпускает, и  Мария Башкирцева хочет успеть оставить о себе память. Девушка считает, что ее литературный талант в этом сыграет большую роль, чем живопись.

 

 «Словом, во всем , во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях, я искала чего-то неправдоподобно великого… И если это не может осуществиться, лучше уж умереть…»

 

Девушка делает записи в дневнике, даже когда силы начинают ее покидать.

 

20 октября… Вот уже два дня, как постель моя в большой гостиной… Мне слишком трудно подниматься по лестнице».

 

Это последняя запись в дневнике. Еще 21 октября  она пыталась лепить, но не смогла продолжить. За три дня до смерти, Мария вдруг что-то спела, к ней как будто вернулся голос. Это было последней песней, которую услышали родные. Мария Башкирцева умерла 31 октября 1884 года и  похоронена во Франции, на кладбище Пасси.

Нина ЗИМИНА

N.Zimina@www.isunity.com



Понравилась статья? Расскажи о ней

N.Zimina@www.isunity.com

Свежий номер

Популярное на isunity.com

JKJKJ