• Кармина Бурана — 10 лет успеха •
Минуло десять лет, а спектакль «Кармина Бурана» на сцене Днепропетровской оперы остается суперпопулярным
О, ФОРТУНА! ТЫ КАК ЛУНА ИЗМЕНЧИВА…
Все просто, как обыкновенное колесо. Именно оно и представляет эмблему сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Нечто подобное композитор увидел на обложке старинной книги с латинскими текстами, которые его заворожили. Потом расшифровал символы колеса. Внешний, средний и духовный миры соединены между собой спицами напоминающими параллели. По краям сферы изображения людей, в центре – фигура богини Судьбы. Все сложно, стоит только представить, как вращается колесо Судьбы…
Сценическая кантата — это прежде всего зрелище, мистерия, где сочетаются слово, музыка, балет, вокал. Помимо звукового воздействия, неплохо придумать нечто, не просто удивляющее зрителя, а что повергало бы его в трепет, и заставляло обращаться к своей собственной жизни как судья. Нет, как неотвратимый Рок… Возможно, такие мысли посещали голову автора и первого постановщика «Кармины Бураны» композитора Карла Орфа. Это он сам придумал свой великолепный «перпетуум мобиле» – безостановочно вращающееся на сцене огромное колесо! В течение всего действа на его фоне сменяли друг друга сюжеты любовные, пасторальные, застольные… Жизнь происходила так, как будто люди не думали о силе Судьбы, о Фатуме, как будто они были вечны и такими же вечными представлялись им земные радости.
Баварские песни в Днепропетровской опере
Четыре тонны металлических конструкций и танцующий хор! Так презентовали в марте 2008 года премьеру «Кармины Бураны» в Днепропетровском академическом театре оперы и балета. «Это на самом деле действо! – говорил директор театра Александр Шароваров. — Зритель наконец-то увидит волшебные сцены «Кармины Бураны» на нашей сцене. Дело в том, что предложения постановки кантаты немецкого композитора Карла Орфа в прежние времена всегда отклонялись. Может потому, что Орфа называли одним из любимых композиторов Гитлера? Музыка гениальна и разрушает любые предубеждения. Мы надеемся, наша трактовка этой мистической вещи привлечет ваше внимание!»
Привлекла еще и как! Минуло десять лет, а спектакль «Кармина Бурана» на сцене Днепропетровской оперы остается суперпопулярным. У этого сценического творения своя история. В работе над ним занята команда ведущих творческих сотрудников театра. Дирижер-постановщик — Народный артист Украины Владимир Гаркуша, дирижер — заслуженный деятель искусств Юрий Пороховник, хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Валентин Пучков-Сорочинский, режиссер и хореограф — заслуженный артист Украины Олег Николаев, сценография и костюмы — Дарья Белая.
Инициатор постановки «Кармины Бураны» главный хормейстер театра Валентин Пучков-Сорочинский вспоминает, что для воплощения идеи ему недоставало балетмейстера. Хор исполнял кантату только в концертном формате. Но после того, как к постановке полноценного «действа» присоединился хореограф Олег Николаев, даже хор обрел выразительную пластику и теперь вокалисты «могут петь даже лежа, не глядя на дирижера» — говорит Валентин Пучков-Сорочинский. И добавляет: «Как правило, оратории, реквиемы, кантаты поют по нотам. Но хор выучил произведения наизусть, тем самым доказав свою универсальность. Я в нем не сомневался!» Поначалу Олег Николаев говорил, что в его задаче не было единого направления. «Кармина Бурана» состоит из разрозненных историй, не связанных между собой фрагментов. Интрига отсутствует! — сокрушался балетмейстер. А дирижер-постановщик Владимир Гаркуша, напротив, подчеркивал монолитность материала. Он говорил, что в нем «Идея развивается именно в музыке. От ноля до завершения!» Постепенно Олег Николаев решил постановочные проблемы в образно-музыкальном ключе. Интереснейшая совместная работа продолжается и до сих пор, потому что действо «Кармина Бурана» — это процесс, который развивается. Спектакли не могут быть одинаковыми, в этом превосходство театра перед единожды смонтированным фильмом, например. Артисты и сотрудники театра говорят, как иногда одна и та же сцена в зависимости от состава артистов, может звучать и выглядеть по-новому. Понятно, что не могут одинаково играть, например, роль Жареного Гуся Самвел Адамян и Тимур Порулава. Сам эпизод «В таверне» наталкивает на импровизацию. Но это всегда очень достоверно! — шутят коллеги. Огромную эмоциональную нагрузку несет исполнительница роли Фортуны Ромина Бураева. В паре с Евгением Кучваром (Искуситель) или с Александром Зомбо, она всегда убедительна. И «изменчива, как луна».
В спектакле также заняты ведущие солисты театра: Александр Сергеев, Алена Бокач, Татьяна Улькина, Елена Самойлова, Александр Прокопенко, Владимир Машлюк. На сцене одновременно работают до ста артистов. Это впечатляющее зрелище! Публика смогла еще раз убедиться в этом 19 мая, на сотом спектакле сценической кантаты «Кармина Бурана» в Днепропетровском академическом театре оперы и балета. Как обычно, от тех, кто пришел впервые, звучал вопрос — А «Кармина Бурана» это имя и фамилия, или название тайфуна? Конечно, это стихия, отвечают в театре. Но скорее, связанная с бурей эмоций.
Кантата для хора, солистов и оркестра «Carmina Burana» одно из самых спорных произведений двадцатого века. С момента премьеры в 1937 году и по сей день можно встретить диаметрально противоположные мнения, как о сочинении, так и о его авторе.
Нина Зимина
Понравилась статья? Расскажи о ней