• Елена Печенюк: ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БАЛЕТ! •

Шоу должно продолжаться! – что бы не случилось! Это правило театра.

Елена Печенюк — Жизель, Одиллия, Аврора, Кармен… Прима-балерина Днепропетровского академического театра оперы и балета. Заслуженная артистка Украины. Артистке 31 год. В ее творческом багаже ведущие партии всего классического балетного репертуара. Лауреат многочисленных премий и любимица публики.

 

Дмитрий Омельченко — танцовщик и хореограф Днепропетровского академического театра оперы и балета. Артисту 38 лет. Исполнитель главных партий в большинстве спектаклей театра. Автор нашумевших авангардных балетных постановок, ставших украшением репертуара. Лауреат премии  имени И. Кобринского  2017 года.

 

Это будет двойное интервью. Потому что у них совершенно нет времени! Понятно и то, что разговор пойдет, скорее всего, о работе. То есть, о балете. Она – прима-балерина  Днепропетровского академического театра оперы и балета. Он – танцовщик  и режиссер-постановщик   нескольких  авангардных спектаклей в том же театре. Она — после Днепропетровской хореографической  школы училась в Германии. Он — после Вагановской академии танца десять лет работал в Южной Корее. Они c разных сторон буквально, вернулись в родной город в начале 2000-х для того, чтобы работать в театре, который оба любили с детства. Есть еще один повод, но он скорее из области воли судеб. И звучит так: вернулись для того, чтобы встретиться на репетиции «Ромео и Джульетты». Надо обязательно спросить, как это произошло. Но в начале интервью мы почему-то цепляемся за тему соперничества в балете. Всему виной журналистские привычки, конфликтность всего и вся вокруг. Такие времена, что тут скажешь. Хотя, ведь мы говорим о театре! А там, и на сцене, и за кулисами кипят страсти. Артисты поглощены соревнованием за первенство в искусстве. Так представляют себе закулисные взаимоотношения  журналисты. Балерины насыпают толченое стекло в туфли друг другу. Танцовщики выясняют отношения в кулачном бою. Конечно, смешно представить. А кроме шуток, ведь без здорового соперничества нет балета?

 

Но Дмитрий почему-то удивился — какое между балеринами и танцовщиками может быть соперничество? К высокой технике и артистизму не может быть претензий.

 

— Это у тебя нет претензий ни к кому, – подхватила Елена – а у других…

 

Понятно. Эта парочка из тех, что смотрят в одну сторону, живут одними эмоциями, понимают друг друга с полу-взгляда и полу-движения. А споры между творческими людьми — просто необходимость. Ведь так?

 

— И споры бывают горячими! – подтверждает Дмитрий. — Когда мы обсуждаем мои постановки в основном. У Лены есть мнение, и она  мне его доносит. Говорит — а вот тут почему мой номер не ключевой?

 

— Да действительно, — соглашается балерина, — в спектакле «Кармен — Жозе» я буквально выбила у постановщика Омельченко номер. Очень важный.

 

Возможно, Дмитрий действительно не хотел подчиниться такой просьбе? Из благих побуждений режиссера спектакля. Но ведь просила прима! И любимая жена.

 

— Номер не был предусмотрен в постановке. Представьте, концепция спектакля  полностью готова, поставить дополнительный номер не сложно, но вставить непонятно куда было…

 

Елена (горячо), — Но мы услышали музыку! И я после этого сказала, что хочу танцевать этот «Монолог». Ну признайся, без него было бы не то?

 

— Да. Музыка  Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера». Очень сильная, пронзительная, драматургичная! Словом, очень балетная. Мы поставили этот номер.  И все получилось, все срослось. В итоге он стал органичной частью спектакля. Я, честно говоря, сильно не сопротивлялся. Лена мне всегда идеи подкидывает.

 

Спектакль  «Кarmen&Jоzе» очень необычный. Для сцены  нашего театра, да и вообще балетных площадок страны. Это такая «клиповая» вещь, построенная на ассоциациях, эмоциях и чувствах.

 

— Почему вы решили сделать именно такой спектакль?

 

Дмитрий отвечает без раздумий:

 

— Не люблю однообразия. Новелла Проспера Мериме вдохновляла очень многих. Мой вклад в эту историю прост. Приходит время, и надо ломать каноны. Искать новые, интересные ходы к зрителю.

 

Что ж, интерпретация истории про Кармен в изложении хореографа и режиссера Дмитрия Омельченко стала уникальной. Получилось сломать каноны и при этом сохранить балет. Хотя, опять же, журналисту рассуждать легко, ты в этом случае всего лишь зритель, даже если поднабрался театральных наук. Они же занимаются искусством, которое требует полной отдачи. Попробуй увидеть «целое», если тебе необходимо прежде всего «настроить» тело!

 

— Ага. Стоит только расслабиться перед каким-нибудь спектаклем, и все! —  поясняет Лена, — «собрать» партию будет очень тяжело. Казалось бы, сколько уже танцевала Жизель, а выложиться на репетиции изволь! Сейчас вот «Щелкунчика» репетируем как в первый раз!

 

Дмитрий добавляет — Вы думаете, что балет это романтика?  Балет — жесткое искусство. Физически и психологически.

 

— Если стать спокойным, не напрягаться, не репетировать постоянно, то  все «сломается, — говорит Лена. — Кажется, что можно запомнить. Но умом!  Тело в постоянных репетициях должно дойти до  автоматизма в порядке движений. Потом можно думать о драматургии.

 

Дмитрий (улыбаясь) — Все равно до совершенства не дойдешь никогда.

 

Лена —  Да! Вот сегодня будто все хорошо, а завтра приходишь – и все не так. Отсюда мандраж и нервы! Но берешь себя в руки…

 

Они абсолютно «в теме». Их волнение объяснимо, когда речь идет о тонкостях балета. Дмитрий Омельченко и Елена Печенюк  вдвоем в авангарде нынешней балетной труппы театра. Тянут ее, как когда-то барон Мюнхгаузен себя самого, за счет своей же силы. А напряжение при этом двойное. Нет, пожалуй,  многократное. Ведь авторские спектакли – это когда хореография, музыка, либретто, сценография, костюмы, свет, звук — все в руках того, кто вызвался ставить. Один за другим в течение нескольких сезонов появились «Закулисье», «Корсар» и «Кarmen&Jоzе» в постановке Дмитрия Омельченко.

 

— Постановщик ведь должен заниматься всем – художниками, бутафорами, костюмерами, — говорит Дмитрий, — Я должен видеть целое. Тебя спрашивают – так я рисую? так я шью? Пока ты подпись не поставишь и не утвердишь, мы не будем шить и рисовать! А я ведь изначально знал только как танцевать и ставить танец. Это теперь я понимаю, как его «увязать» с декорациями и костюмами, светом и музыкой. Теперь я это решаю почти интуитивно, когда решил концептуально и знаю все про спектакль.

 

— Тяжело, — добавляет Лена. — Но не мне, ему. У меня задача — станцевать. А у Мити один проект подпирает другой. Тут и танец и постановка.

 

Дима убежден, что современный спектакль должен удивлять. Понятно, что хореография великого Мариуса Петипа в «Корсаре» до сих пор прекрасна, но необходим новый ракурс! Жанр «Кarmen&Jоzе»  вообще определен как триллер. Какими визуальными и звуковыми средствами воспользоваться режиссеру, чтобы зритель ахнул? Всеми имеющимися, конечно. Дмитрий мечтает о новом оснащении театральной сцены. Свет, звук, видео-проекция — сейчас это необходимые части спектаклей. Но, техническое совершенство… всегда недосягаемо.

 

— Вот буквально недавно спасали ситуацию! — вспоминает Лена. — Второй акт «Кармен». Он длится около сорока минут и все  декорации, мизансцены решаются через сценический круг. А он вдруг перестал работать, что-то там заело!

 

Дима (смеется) — И реквизит необходимый не «выезжает»! В то же время «убитые» персонажи не «уезжают», а остаются на сцене. Не отползать же им!

 

— Что же вам пришлось делать?

 

— Шоу должно продолжаться! – что бы не случилось! — восклицает Дмитрий. — Это правило театра. Всегда что-нибудь можно придумать. Хорошо, что у нас в спектакле есть такие символичные персонажи – карты судьбы. Им и пришлось заняться устранением неполадок. «Карты» уносили то, что отыграло, и тех, кто отыграл,  и приносили то, что надо. Было нелегко! И директор нас потом похвалил, что мы достойно импровизировали.

 

Это похоже на типичный сон артиста, когда ему надо выходить на сцену, а он не помнит ни слова из роли!

 

— У балетных артистов кошмар другой. Это когда ты не успеваешь одеться, а твоя музыка уже звучит! Ты не можешь завязать что- то… Сцена пустая, она тебя ждет, а ты путаешься в завязках и…

 

Выбегаешь полуодетым?

 

-Нет! Просыпаешься!

 

А бывает, когда  просыпаешься не в холодном поту, а с холодной мыслью — что если бы не было в моей жизни балета? Что я умею? Кем бы я мог быть, если бы не специализированная школа,  училище,  академия,  сцены театров, гастроли, спектакли, спектакли…

 

В моем случае — просто, — говорит Дмитрий, — я с 18 лет имел параллельную мечту. Совместил профессиональную деятельность в театре с учебой на курсах создателей интернет-сайтов. И вот у меня еще одно любимое занятие.

 

Елена — У Мити особое видение прекрасного, вкус безупречный. В создании интернет-продукта это необходимо. Но сны о сцене он видит.

 

И все-таки балет пока рулит? Несмотря на то, что необходимы серьезные усилия, чтобы тянуть  свой театр в современность. Не позволять и себе погружаться в типовое болото. При этом обходиться минимумом внимания государства к искусству. Сокрушаться, нервничать, но  продолжать работать вопреки?

 

— Мы делаем то, что нравится. Артистам вообще легче, в том числе и переживать любые житейские невзгоды. Мы же спасаемся в творчестве!

 

— Сегодня вот мы с восьми утра… Голова кипит, много мыслей, тело устало. Но  счастливы.

 

Счастье – отдельная тема. В ней встреча Дмитрия и Елены — главный эпизод. Однако, сложился бы он, не будь в их жизни балета? Скорее всего, нет. Контракт в Южной Корее еще не был завершен и Дима приехал в отпуск  в Днепропетровск. Его мама  Зинаида Александровна Зинченко — ведущий хореограф  театра оперы и балета, предложила сыну походить на репетиции «Ромео и Джульетты» и станцевать главную партию. Действительно, что это за отпуск у сына, если он танцовщик и не занят любимым делом? А кто репетировал тогда Джульетту? Правильно — Лена Печенюк, которая к тому времени вернулась из Штудгарта.

 

Дмитрий утверждает — Конечно, это судьба. Она подстроила нам встречу на репетиции такого балета! Все способствовало, и музыка, и…. все!

 

Елена — Мы и помимо репетиций почему-то постоянно сталкивались, то в коридоре, то на проходной. Митя не был в штате театра, поэтому я помогала ему в каких-то рабочих вопросах. Конечно, есть в нашей встрече предопределенность… и она счастливая.

 

Сыну Дмитрия и Елены Даниилу семь лет. Он занимается айкидо. Родители очень довольны. На вопрос: «Почему не балет?», получаю ответ: «Потому». Елена Печенюк в детстве тоже занималась спортом, могла бы стать знаменитой гимнасткой. Но мама отдала дочь  в хореографическую школу. «Тренер очень просила вернуть меня в спортивный зал, но мама была непреклонна. Она мастер спорта. У меня были хорошие  данные для гимнастики. Правда я была рассеянная и роняла предметы: мячи, ленты». Я смеюсь — Хорошо, что у балерины, как правило, в руках  ничего нет! «Да, но только у балерин. –  подхватывает Дмитрий, — У танцовщика  в руках бывает партнерша! Вот тут главное – не ронять!» А может лет через десять, подумала я,  Даня скажет: «Родители настояли на занятиях спортом, а я грезил балетом». Как же предусмотреть такой поворот? В любом случае, лучше  полагаться на судьбу, она распорядится правильно.

 

Елена

 

 

Елена Печенюк родилась в Днепропетровске, в 1987 году.

 

Как все маленькие девочки, она хотела превратиться в принцессу. Больше всего под этот образ подходила балерина! Но, в отличие от других девочек, Леночка к своим шести годам уже была успешной гимнасткой, подающей надежды в спорте. И все-таки однажды  попросила маму записать ее в хореографическую школу. Надо сказать, что мама, будто бы ждала этого, и тотчас исполнила желание дочери. Наверное, понимала, что из этой затеи будет толк, ведь девочка обладала всеми данными: хорошая растяжка, координация, пропорциональность тела. В то время при Днепропетровском театре оперы и балета только открылся балетный класс. Леночка Печенюк занималась у педагога Натальи Калгашкиной. Она учила девочку азам восприятия музыки и воплощению образов в танце.

 

В 10 лет Лена стала лучшей в классе. «Она безусловно талантлива», — говорили педагоги, подчеркивая природный дар и работоспособность ученицы. Каждый день Лене приходилось выдерживать большую физическую нагрузку, работать у станка. Но она не унывала. К тому же желание стать балериной подкреплялось постоянным просмотром балетных спектаклей, тут же в театре.

 

С 11 лет Лену стали привлекать к исполнению главных партий в настоящих спектаклях! Яркий дебют в роли Лизы в балете «Тщетная предосторожность» произошел когда ей было всего 14! Он принес ей первую в жизни значимую театральную премию «Надежда Сичеславны — 97». Потом был Всеукраинский конкурс «Юность балета» и его международные продолжения. Везде балерину из Днепропетровска замечали и награждали.

 

Однако, стремление Елены совершенствоваться не позволило ей «почивать на лаврах» и заставило по окончании балетной школы, продолжить обучение. Танцовщица повышала мастерство в балетной академии города Штудгарта. Там, кроме новых технических приемов и стилей, девушка осваивала иностранные языки, современную мировую хореографию, изучала европейскую культуру.

 

Но все-таки мечтала вернуться домой. Приезжая в отпуск в Днепропетровск, Лена бежала в родной театр. И он ее ждал! Помнил ее преданность балету и талант, потому ей сразу предлагали танцевать в новых спектаклях. Конечно, такой спрос не мог остаться без благодарности и Елена после учебы в Германии, в 2005 году вернулась в свой театр.

 

Роль Авроры в «Спящей красавице» в исполнении Елены Печенюк, по выражению критиков, удивила и восхитила! Потому что была наполнена  особенным шармом, необыкновенной искренностью и изяществом. Стоит отметить, что и весь спектакль, под стать приме, тоже  необыкновенно красив и слажен.

 

Гимн любви, способной сотворить чудо! Это Жизель Елены Печенюк. Волнующая и волшебная роль, способная наделить исполнителя своими чертами. Мечта станцевать Жизель исполнилась в самом начале карьеры балерины, когда ей было 15 лет. Молодость исполнительницы окрасила партию Жизели в особенно проникновенные тона. Героиня  Елены Печенюк была доверчивой и совсем беззащитной. Отсюда таким волнующим и убедительным был финал, где девушка вдруг проявляла и доказывала необычайную силу своей любви.

 

Со временем, взрослея, балерина наполняла эту роль новыми переживаниями. Но, как опять же отмечают знатоки, искренность и юность  никуда не исчезли. А техника  с годами только совершенствовалась. Легкость прыжка, грация и красота жеста, какая-то поэтическая пластика — вот лишь несколько штрихов стиля балерины Елены Печенюк.

 

Большой творческой и жизненной удачей называют критики и сама Елена работу над балетом « Ромео и Джульетта», в котором она дебютировала тоже в пятнадцатилетнем возрасте. Именно на репетиции этого спектакля, но уже позже, когда Елена вернулась из Германии, она встретилась со свои будущим мужем Дмитрием Омельченко. Сценическая история переросла в жизненную, сохранив, конечно, только оптимистичную свою сторону.

 

О своих ролях прима балета  говорит так: «Мои первые роли по своему происхождению — селянки. Это Лиза из «Тщетной предосторожности», Жизель тоже девушка простая. Что не упрощает работу над ними. Кармен — дитя природы, Виолетта — дама полусвета, демократка княгиня Ольга, Медора — мистическая, Раймонда — аристократка, Сильфида — дева воздуха. Какими бы характеристиками они не обладали, их надо станцевать!»

 

Что говорить об Одетте и Одиллии! Сколько балерин их танцевали — не перечесть! «Лебединое озеро» и для Елены стало символичным.

 

Именно на этот спектакль она вышла после рождения сына Даниила. Журналисы  сразу назвали это подвигом. Лена говорит: «До последнего ходила на балетные уроки и на шпагате сидела. Через месяц после родов пришла в класс. Через два — вышла на сцену в «Лебедином».

 

Не потому, что хотела попасть в какую нибудь книгу рекордов, а потому что Балет  — это так же органично, как дышать, то есть жить!

 

К признанию своего таланта прима относится с вниманием. Аплодисменты важны! Награды тоже имеют значение. В 2012 году Елена Печенюк стала лауреатом премии имени В. Писарева Национального Союза театральных деятелей Украины, в 2014 ей вручили почетный знак «За развитие региона». А когда Елене было присвоено звание Заслуженной артистки Украины» в 2015 году, она сама шутя говорила: «Я рада, что разблокировала наградную осаду театра», ведь до нее, в течение 25 лет званий артистам этого театра почему то не давали. Хрупкая девушка заставила посмотреть на ее любимый театр глазами настоящих ценителей искусства.

 

Дмитрий

 

Дмитрий Омельченко — танцовщик и хореограф Днепропетровского академического театра оперы и балета. Родился в Днепропетровске в 1980 году.

 

Балет в жизни Дмитрия Омельченко был предопределен. Его Мама Зинаида Зинченко, профессиональный хореограф, увидев способности сына и оценив их по достоинству, отправила его на учебу в Санкт-Петербургскую хореографическую академию имени А. Вагановой. Там юный Дмитрий в течение десяти лет постигал тонкости техники балета и  духовную суть этого вида искусства.

 

Потом в составе группы выпускников и педагогов Дмитрий поехал работать в Южную Корею.

 

«Там процветает школа русского балета, — говорит танцовщик, — и очень популярны классические спектакли».

 

Но Дмитрий приезжал в отпуск домой в Днепропетровск, приходил в театр оперы и балета и подспудно чувствовал, что это его сцена.

 

Встреча с Еленой Печенюк решила все. Дмитрий прервал контракт и переехал в Днепропетровска окончательно. Они поженились и стали друг для друга лучшей поддержкой, в том числе и в творчестве.

 

Тут, в родном театре и наступила пора расцвета таланта Дмитрия Омельченко не только как танцовщика, но и постановщика спектаклей. Его первая авторская работа — спектакль «Zакулисье» серьезно поднял рейтинг театра.

 

В 2011 появился «Корсар». Сцену завоевывал авангард. Музыка Адана соединилась с мотивами рок-групп. Спецэффекты дополнили сценографию и вывели ее на новый уровень. Все это придумал и воплотил Дмитрий Омельченко. Супруги исполнили главные партии в балете. Их Медора и Корсар вышли удивительными, романтичными и очень близкими зрителям героями.

 

Реакция публики и безусловный прием «Корсара» придали уверенности молодому балетмейстеру. Через какое то время появился балет «Carmen&Jose». Страсть и бескомпромиссность, бесшабашность присущи как героям этих спектаклей, так и их постановщику.  Дмитрий Омельченко смог решиться на то, чтобы представить зрителям, каким может быть соединение классики и авангарда на балетной сцене. Это значит, что можно ждать новых, ломающих каноны, но сохраняющих красоту балета, спектаклей.

 

Дмитрий Омельченко — обладатель  Гран-при фестриваля-конкурса «Сичеславна -2009», лауреат премии имени И. Кобринского в 2017 году.

 

 

 





Понравилась статья? Расскажи о ней

Свежий номер

Популярное на isunity.com

JKJKJ